ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В АПРЕЛЕ 2020 – BigpowerNews
Aвтoр: Vegas LEX спeциaльнo для BigpowerNews
МOСКВA, 6 мaя (BigpowerNews) –
№
Нaзвaниe зaкoнa/дoкумeнтa
Oписaниe
Нaчaлo дeйствия / Вступлeниe
в силу
1.
Фeдeрaльный зaкoн oт 24.04.2020 № 141−ФЗ «O
внeсeнии измeнeний в oтдeльныe зaкoнoдaтeльныe aкты Рoссийскoй Фeдeрaции пo
вoпрoсaм дoпускa в эксплуaтaцию энeргoустaнoвoк»
Фeдeрaльным зaкoнoм oт 24.04.2020 № 141−ФЗ (дaлee
– Зaкoн № 141−ФЗ) внeсeны измeнeния в oтдeльныe зaкoнoдaтeльныe aкты пo
вoпрoсaм дoпускa в эксплуaтaцию энeргoустaнoвoк, в чaстнoсти в фeдeрaльныe
зaкoны: (i) от 26.03.2003 № 35−ФЗ «Об электроэнергетике» (Закон № 35−ФЗ) и (ii)
от 27.07.2010 № 190−ФЗ «О теплоснабжении» (Закон № 190−ФЗ).
Внесенными в Закон № 35−ФЗ изменениями:
1. Перечень
полномочий Правительства РФ дополнен в части (i) установления порядка, случаев
и условий выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих
устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству
электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства (далее – разрешение
на допуск в эксплуатацию); (ii) определения категорий энергопринимающих
устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству
электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, для которых
требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию.
2. Перечень
полномочий Правительства РФ или уполномоченных им федеральных органов
исполнительной власти дополнен в части «выдачи разрешения на допуск в
эксплуатацию энергоустановок».
Кроме того, Закон № 35−ФЗ дополнен статьей 28.2 – допуск в эксплуатацию
энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по
производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, в
соответствии с которой:
a. Правительство РФ
определяет категории энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов
электросетевого хозяйства (далее – допускаемые объекты), для которых требуется
получение разрешения на допуск в эксплуатацию.
b. Разрешение на
допуск в эксплуатацию выдается федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического
надзора, который удостоверяет соответствие допускаемых объектов и условий их
эксплуатации требованиям к обеспечению безопасности в сфере
электроэнергетики.
c. Разрешение на
допуск в эксплуатацию выдается: (i) в ходе технологического присоединения; (ii)
при вводе в эксплуатацию новых или реконструированных допускаемых объектов,
технологическое присоединение которых не осуществляется.
d. На период
проведения испытаний и наладки допускаемых объектов выдается временное
разрешение на допуск в эксплуатацию.
e. Выдача
разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется без взимания платы.
Пункт 6 статьи 28.2 Закона № 35−ФЗ устанавливает, что названные выше положения
распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их
функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об
использовании атомной энергии.
Закон № 190−ФЗ дополнен статьей 22.1 – разрешение на допуск в
эксплуатацию объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок,
предусматривающей, что:
I. Разрешение на
допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки
удостоверяет соответствие объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки и
условий их эксплуатации обязательным требованиям (далее – разрешение на допуск
в эксплуатацию) и выдается федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического
надзора.
II. Разрешение на допуск
в эксплуатацию выдается:
1) в ходе подключения
(технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей
установки к системе теплоснабжения;
2) в случае ввода в
эксплуатацию нового или реконструированного объекта теплоснабжения,
теплопотребляющей установки, подключение (технологическое присоединение)
которых к системе теплоснабжения не осуществляется.
III. На период проведения
испытаний и наладки объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки
выдается временное разрешение на допуск в эксплуатацию.
IV. Подача тепловой энергии,
теплоносителя на теплопотребляющую установку и выдача тепловой энергии,
теплоносителя объектом теплоснабжения осуществляются после получения разрешения
на допуск в эксплуатацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного
энергетического надзора, в порядке, в случаях и на условиях, которые
установлены Правительством Российской Федерации.
V. Категории объектов
теплоснабжения, теплопотребляющих установок, для которых требуется получение
разрешения на допуск в эксплуатацию, определяются Правительством Российской
Федерации.
VI. Порядок, случаи и условия выдачи
разрешения на допуск в эксплуатацию определяются Правительством Российской
Федерации. Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется без
взимания платы.
VII. Положения настоящей статьи
распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их
функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об
использовании атомной энергии.
В соответствии со статьей 4 Закона № 141−ФЗ данный Федеральный закон вступает в
силу с 1 января 2021 года, за исключением статьи 3 указанного закона.
Статья 3 Закона № 141−ФЗ вступила в силу со дня его официального опубликования
(т.е. с 24.04.2020). Она предусматривает, что подпункт «б» пункта 2 статьи 5
Федерального закона от 27.12.2019 № 478−ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели
предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов
деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 52, ст.
7796) изложен в следующей редакции: «б) абзацы сорок седьмой — сорок девятый
считать соответственно абзацами сорок восьмым — пятидесятым;».
Документ вступает в силу с 01.01.2021, за исключением статьи 3,
вступившей в силу с 24.04.2020
2.
Постановление Правительства РФ от 27.03.2020 № 349
«О внесении изменений в пункт 264 Правил оптового рынка электрической энергии и
мощности»
Постановлением внесены изменения в пункт 264
Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172.
В рамках изменений пункт 264 Правил оптового рынка электрической энергии и
мощности:
— после абзаца второго дополнен абзацем
следующего содержания: «В 2020 году отбор проектов модернизации проводится с
приемом ценовых заявок на участие в отборе проектов модернизации до 1 июля и с
началом поставки мощности по его итогам с 1 января по 31 декабря 2026
г.»;
— в абзаце третьем цифры «2020» заменены цифрами
«2021».
Документ вступил в силу 31.03.2020
3.
Постановление Правительства РФ от 01.04.2020 № 403
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по
вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии»
Постановлением внесены изменения, касающиеся
вопросов функционирования розничных рынков электрической энергии.
В частности, изменения внесены в Правила технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по
производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,
принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,
утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №
861 (далее – Правила ТП № 861), а также в Основные положения функционирования
розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила №
442).
В части Правил ТП № 861 изменения коснулись:
A. Уточнения порядка формирования и подачи заявок на
присоединение
В частности, в пункте 8(3) Правил ТП № 861:
абзац четвертый изложен в следующей редакции:
«Заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством
официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации
на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые
документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной
сети „Интернет“, определяемого Правительством Российской Федерации.».
Пункт 9 дополнен абзацем следующего содержания:
«Сетевой организацией при направлении заявки посредством официального сайта
сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт,
обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного
официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“,
определяемого Правительством Российской Федерации, должна быть обеспечена
возможность предоставления заявителем соответствующего требованиям Федерального
закона „О персональных данных“ согласия на обработку персональных данных
сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель
намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии
(мощности) на розничном рынке.».
Пункт 10 дополнен:
подпунктом «д(1)» следующего содержания:
«д(1)) в случае подачи заявки очно или почтой — заполненное согласие на
обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного
рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий
продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;»;
подпунктом «з(1)» следующего содержания:
«з(1)) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств,
принадлежащих потребительскому кооперативу (гаражно-строительному, гаражному
кооперативу) (далее — кооператив) либо его членам, — справка о количестве
гаражей либо иных объектов, расположенных в границах территории кооператива, с
указанием информации о фамилии, имени, отчестве собственников или иных законных
владельцев гаражей либо иных объектов, сериях, номерах и датах выдачи паспортов
или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации — кадастровые
номера земельных участков, расположенных в границах территории кооператива, и
данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной
на каждый гараж либо иной объект, расположенный в границах территории
кооператива, в соответствии с решением общего собрания членов
кооператива;»;
подпунктом «л» следующего содержания:
«л) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств,
расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или
энергопринимающих устройств, принадлежащих кооперативу либо его членам, —
заполненное всеми гражданами, осуществляющими ведение садоводства или
огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории
садоводства или огородничества, иными правообладателями объектов недвижимости,
расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или
собственниками, или иными законными владельцами гаражей либо иных объектов,
расположенных в границах территории кооператива, в отношении энергопринимающих
устройств которых подается заявка, согласие на обработку персональных данных
сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель
намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии
(мощности) на розничном рынке.».
B. Уточнения законодательного подхода к случаям
бездоговорного потребления э/э
В частности, в пункте 15 абзац пятый изложен в следующей редакции:
«Сетевая организация одновременно с направлением договора заявителю уведомляет
заявителя о последствиях наступления бездоговорного потребления электрической
энергии в случае нарушения заявителем предусмотренных настоящими Правилами и
Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии
правил заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии
(мощности) на розничном рынке, а также, за исключением заявителей, указанных в
пункте 13 настоящих Правил, о возможности временного технологического
присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил.».
Пункт 15(1) дополнен абзацем следующего содержания:
«В случае если по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, договор
расторгнут, то сетевая организация не позднее 2 рабочих дней со дня расторжения
договора обязана уведомить о расторжении договора субъекта розничного рынка,
указанного в заявке в соответствии с подпунктом „л“ пункта 9 настоящих Правил,
и в случае наличия ранее полученных от указанного субъекта 2 экземпляров
проекта договора, обеспечивающего продажу заявителю электрической энергии
(мощности) на розничном рынке (проекта дополнительного соглашения к
действующему договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии
(мощности) на розничном рынке), — возвратить их субъекту розничного рынка,
указанному в заявке в соответствии с подпунктом „л“ пункта 9 настоящих Правил.
„;
В пункте 19(1) абзац первый дополнен предложением следующего содержания:
„Сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня фактического приема
(подачи) напряжения и мощности на объекты заявителя направляет в письменном или
электронном виде информацию о дате фактического приема (подачи) напряжения и
мощности на объекты заявителя в адрес субъекта розничного рынка, с которым
заявителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки)
электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств,
технологическое присоединение которых осуществляется, либо в случае отсутствия
информации у сетевой организации о заключении такого договора на дату
направления — в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым
заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи
(поставки) электрической энергии (мощности).“.
Абзац пятый пункта19(1) дополнен текстом следующего содержания: „, в течение 30
дней со дня получения от сетевой организации акта об осуществлении
технологического присоединения. В случае непоступления в течение указанного
срока в адрес гарантирующего поставщика подписанного заявителем проекта
договора (протокола разногласий, дополнительного соглашения к действующему
договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии (мощности) на
розничном рынке) гарантирующий поставщик в течение 3 рабочих дней по истечении
указанного срока обязан уведомить о таком непоступлении заявителя, а заявитель
обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления
представить гарантирующему поставщику сведения, подтверждающие факт направления
гарантирующему поставщику проекта договора (протокола разногласий,
дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу
заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) в адрес
гарантирующего поставщика в указанный срок“.
Кроме того, внесенные в пункт 19(1) Правил ТП № 861 изменения предполагают,
что:
— „В случае ненаправления заявителем проекта
договора (протокола разногласий, дополнительного соглашения к действующему
договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии (мощности) на
розничном рынке) гарантирующему поставщику в предусмотренный абзацем пятым
настоящего пункта срок (за исключением случаев, когда договор, обеспечивающий
продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, был возвращен
заявителем в адрес сетевой организации в порядке, предусмотренном абзацем
третьим настоящего пункта) проект договора, обеспечивающего продажу
электрической энергии (мощности) на розничном рынке (дополнительного соглашения
к действующему договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической
энергии (мощности) на розничном рынке), направленный гарантирующим поставщиком
в адрес сетевой организации в соответствии с Основными положениями
функционирования розничных рынков электрической энергии, считается
отозванным.
— В случае если проект договора, обеспечивающего
продажу электрической энергии на розничном рынке (дополнительного соглашения к
действующему договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии
(мощности) на розничном рынке), считается отозванным по основаниям,
предусмотренным абзацем шестым настоящего пункта, потребление электрической
энергии объектами (энергопринимающими устройствами) заявителя считается
бездоговорным потреблением электрической энергии со дня фактической подачи
сетевой организацией напряжения и мощности на указанные объекты. При этом объем
бездоговорного потребления электрической энергии определяется по показаниям
приборов учета (при невозможности использования показаний прибора учета —
расчетным способом учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках
электрической энергии, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным
положениям функционирования розничных рынков электрической энергии), а
стоимость объема бездоговорного потребления электрической энергии за весь
период его осуществления рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктом 84
Основных положений функционирования розничных рынков электрической
энергии.
Гарантирующий поставщик обязан незамедлительно уведомить сетевую организацию о
факте выявления им бездоговорного потребления электрической энергии,
предусмотренного настоящим пунктом.
— В случае заключения с гарантирующим
поставщиком договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)
потребитель обязан не позднее 2 месяцев со дня фактической подачи сетевой
организацией напряжения и мощности на объекты заявителя заключить договор
оказания услуг по передаче электрической энергии, днем начала исполнения
которого является день фактической подачи сетевой организацией напряжения и
мощности на объекты заявителя, а также оплатить гарантирующему поставщику
стоимость электрической энергии и соответствующих услуг, за исключением услуг
по передаче электрической энергии, потребленной со дня фактической подачи
сетевой организацией напряжения и мощности на объекты заявителя.
При этом сетевая организация в случае обращения к ней потребителя или
действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовой,
энергоснабжающей организации) для заключения договора оказания услуг по
передаче электрической энергии в течение 2 месяцев со дня фактической подачи
сетевой организацией напряжения и мощности на объекты заявителя не вправе при
отсутствии оснований для отказа от заключения такого договора, установленных
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической
энергии и оказания этих услуг, отказаться от его заключения. В таком случае
договор оказания услуг по передаче электрической энергии должен содержать
условие об оказании услуг по передаче электрической энергии начиная со дня
фактической подачи сетевой организацией напряжения и мощности на объекты
заявителя.“.
Внесенные в Правила № 442 изменения касаются:
а) Уточнения определения понятия „бездоговорного потребления“, под
которым понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к
объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в
отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии
(мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период
приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему
продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с
введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в
случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения
режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.
При этом бездоговорным потреблением не признается потребление электрической
энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу
электрической энергии (мощности) на розничных рынках:
— в течение 2
месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на
обслуживание потребителей;
— в период
заключения указанного договора в случае обращения потребителя, имеющего
намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения
(купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), за заключением
такого договора в случае смены собственника энергопринимающего устройства и в
случае заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии
(мощности) на розничных рынках, до завершения технологического присоединения
энергопринимающих устройств при условии соблюдения сроков, установленных для
предоставления гарантирующему поставщику заявления о заключении договора
энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)
(возвращения гарантирующему поставщику подписанного заявителем проекта договора
(протокола разногласий, дополнительного соглашения к действующему договору,
обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном
рынке).
b) Уточнения порядка формирования оферты о заключении договора
энергоснабжения, для чего, в частности, пункт 34 Правил № 442 дополнен абзацами
следующего содержания:
„В случае направления заявления о заключении договора энергоснабжения в
отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих потребительскому
кооперативу (гаражно-строительному, гаражному кооперативу) (далее — кооператив)
либо его членам, представляется справка о количестве гаражей либо иных
объектов, расположенных в границах территории кооператива, с указанием
информации о фамилии, имени, отчестве собственников или иных законных
владельцев гаражей либо иных объектов, расположенных в границах территории
кооператива, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов,
удостоверяющих личность указанных собственников или иных законных владельцев в
соответствии с законодательством Российской Федерации, заполненное всеми
собственниками или иными законными владельцами гаражей либо иных объектов,
расположенных в границах территории кооператива, в отношении энергопринимающих
устройств которых подается заявка, согласие на обработку персональных данных, а
также в случае наличия такой информации — кадастровые номера земельных
участков, расположенных в границах территории кооператива, и данные о величине
максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый гараж
либо иной объект, расположенный в границах территории кооператива, в
соответствии с решением общего собрания членов кооператива.
В случае направления заявления о заключении договора энергоснабжения
(купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в соответствии с
пунктом 34(1) настоящего документа новый собственник энергопринимающего
устройства вправе предоставить показания приборов учета на дату перехода к нему
права собственности на энергопринимающее устройство, подписанные предыдущим
собственником. При отсутствии таких показаний приборов учета в отношении
первого расчетного периода со дня указанного перехода права собственности объем
потребления электрической энергии определяется исходя из количества дней,
истекших со дня последнего снятия показаний приборов учета до указанной даты
перехода права собственности, и усредненного объема потребления электрической
энергии в день в период между последним и предпоследним снятием показаний
приборов учета.“.
c) Уточнения процедуры заключения договора энергоснабжения при
смене собственника энергопринимающего устройства, для чего Правила № 442
дополнены пунктом 34(1), предусматривающим, что:
—
Для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической
энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком при смене собственника
энергопринимающего устройства заявитель направляет гарантирующему поставщику
заявление о заключении соответствующего договора с приложением документов,
указанных в абзацах третьем, четвертом и девятом пункта 34 Правил № 442 (для
случаев заключения договора энергоснабжения) или абзацах третьем и четвертом
пункта 34 Правил № 442 (для случаев заключения договора купли-продажи
(поставки) электрической энергии (мощности)), и по желанию заявителя – проект
договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии
(мощности)). Иные документы, указанные в пункте 34 или пункте 35,
предоставляются по желанию заявителя.
—
Новый собственник энергопринимающего устройства направляет гарантирующему
поставщику заявление о заключении договора энергоснабжения или договора
купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) не позднее 30 дней со
дня перехода права собственности на энергопринимающее устройство.
—
При заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической
энергии (мощности) при смене собственника энергопринимающего устройства
исполнение обязательств по договору, заключаемому новым собственником,
начинается с даты возникновения права собственности на энергопринимающее
устройство, если иное не определено соглашением между предыдущим собственником
и новым собственником энергопринимающего устройства. В случае наличия такого
соглашения оно подлежит направлению заявителем в адрес гарантирующего
поставщика вместе с приложением заявления о заключении договора энергоснабжения
(купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
—
Поставка электрической энергии в период со дня возникновения права
собственности на энергопринимающее устройство до дня заключения договора
энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности))
между гарантирующим поставщиком и новым собственником энергопринимающего
устройства не является бездоговорным потреблением электрической энергии при
наличии одного из следующих условий:
§ наличие действующего договора, обеспечивающего продажу
электрической энергии (мощности), заключенного в отношении соответствующих
энергопринимающих устройств между гарантирующим поставщиком, энергосбытовой
(энергоснабжающей) организацией и предыдущим собственником, по которому
обязательства по оплате электрической энергии (мощности) могут исполняться
любым лицом;
§ обращение нового собственника энергопринимающего устройства
к гарантирующему поставщику в течение 30 дней со дня перехода к нему права
собственности на энергопринимающее устройство с заявлением о заключении
договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии
(мощности)).
— Объем
электрической энергии (мощности), потребленный со дня перехода права
собственности на энергопринимающее устройство, определяемый по показаниям
приборов учета и подлежащий оплате новым собственником энергопринимающего
устройства, определяется в соответствии с абзацем семнадцатым пункта 34 Правил
№ 442. В случае если до истечения 30 дней со дня перехода права собственности
на энергопринимающее устройство гарантирующим поставщиком не получено заявление
о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической
энергии (мощности)) от нового собственника энергопринимающих устройств и не
соблюдено ни одно из условий, предусмотренных абзацами пятым и шестым
настоящего пункта, потребление электрической энергии новым собственником в
период со дня перехода к заявителю права собственности на энергопринимающее
устройство до дня получения гарантирующим поставщиком указанного заявления
считается бездоговорным потреблением, объем бездоговорного потребления
определяется по показаниям приборов учета (при невозможности использования
показаний прибора учета – расчетным способом учета электрической энергии
(мощности) на розничных рынках электрической энергии, предусмотренным пунктом 2
приложения № 3 к Правилам № 442), а стоимость электрической энергии (мощности)
в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии за весь
период его осуществления рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктом 84
настоящего документа.
d) Уточнения подхода к бездоговорному потреблению.
В частности, изменения внесены в пункт 39(1) Правил № 442. Изменения
предусматривают, что „потребление электрической энергии энергопринимающими
устройствами заявителя, которое началось до завершения мероприятий по
технологическому присоединению, в отсутствие заключенного договора,
обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в
случае указания заявителем в заявке на осуществление технологического
присоединения информации о субъекте розничного рынка, с которым планируется
заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической
энергии (мощности), до момента заключения соответствующего договора
энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) при
условии соблюдения заявителем срока, предусмотренного абзацем пятым пункта
19(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств
потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической
энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и иным лицам, к электрическим сетям, не является бездоговорным
потреблением. Объем такого потребления подлежит оплате заявителем после
заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки)
электрической энергии (мощности).“.
Кроме того, Правила № 442 дополнены пунктом 39(2), предусматривающим, что в
случае выявления гарантирующим поставщиком бездоговорного потребления
электрической энергии, предусмотренного абзацем седьмым пункта 19(1) Правил
технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также
объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным
лицам, к электрическим сетям, указанный гарантирующий поставщик уведомляет
сетевую организацию о факте выявления им бездоговорного потребления в
соответствии с пунктом 19(1) Правил технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по
производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,
принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пункт 84 Правил № 442 дополнен абзацем, согласно которому „в случае если проект
договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных
рынках (дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему
продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках), считается
отозванным по основаниям, предусмотренным абзацем шестым пункта 19(1) Правил
технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также
объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным
лицам, к электрическим сетям, стоимость объема бездоговорного потребления за
весь период его осуществления рассчитывается исходя из увеличенной в 2 раза
цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую
энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема
потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в
котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа
на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне
напряжения.“.
Кроме того, изменения, уточняющие порядок определения объема бездоговорного
потребления, внесены в абзац первый пункта 196, согласно которому объем такого
потребления устанавливается расчетным способом, „за исключением случаев
определения объема бездоговорного потребления на основании показаний приборов
учета, предусмотренных настоящим документом и Правилами технологического
присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии,
объектов по производству электрической энергии, а также объектов
электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к
электрическим сетям,“.
Документ вступил в силу 11.04.2020
4.
Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 № 554
„О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по
вопросам совершенствования организации учета электрической энергии“
Постановлением внесены изменения в действующие
нормативные правовые акты по вопросам совершенствования организации учета
электрической энергии.
Данное постановление предусматривает, что используемые на дату вступления в
силу настоящего постановления приборы учета электрической энергии
(измерительные трансформаторы), не соответствующие требованиям, указанным в
разделе X Правил № 442, могут быть использованы вплоть до истечения
установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока
эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их
утраты.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления гарантирующим поставщикам
электрической энергии рекомендовано не позднее одного месяца с даты вступления
в силу данного постановления разместить в центрах очного обслуживания
потребителей (покупателей) и на своих сайтах в
информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ информацию о порядке
оснащения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии
приборами учета электрической энергии, порядке снятия и передачи показаний
приборов учета электрической энергии, лицах (наименовании организаций), на
которых возложены обязанности по обеспечению осуществления указанных функций,
об иных вопросах организации коммерческого учета электрической энергии
(мощности) с учетом изменений, утвержденных данным постановлением.
Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной
антимонопольной службе необходимо обеспечить проведение мониторинга реализации
настоящего постановления и о его результатах доложить в Правительство
Российской Федерации до 1 июля 2021 г.
В рамках основных изменений в Правила № 442:
а) в абзаце шестнадцатом пункта 2 изложено в новой редакции определение понятия
„безучетное потребление“, согласно которому под ним понимается „потребление
электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения
(купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по
передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета
электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во
вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных
трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по
установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены
(подключены) (далее – измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов
интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях
нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса,
измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков
визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс,
измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной
системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие
доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической
энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим
документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы,
система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии
(мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя
(покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому
потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором
расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее — границы
земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и
сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных
трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также
с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой
принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств
до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя
(покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих
устройств, расположенных в границах этого земельного участка.“.
б) Изложен в новой редакции раздел X Правил № 442 – Правила организации учета
электрической энергии на розничных рынках.
Кроме того, внесены изменения в Постановление Правительства Российской
Федерации от 27.12.2004 № 861 „Об утверждении Правил недискриминационного
доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,
Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил
недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового
рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по
производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,
принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям“, а
именно:
а) в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической
энергии и оказания этих услуг, утвержденных указанным постановлением:
— пункт 2 дополнен абзацем следующего
содержания:
„Понятие „измерительный комплекс“, используемое в настоящем документе,
соответствует понятию „измерительный комплекс“, определенному разделом X
Основных положений функционирования розничных рынков электрической
энергии.“;
— в пункте 13
подпункт „д“ изложен в следующей редакции:
„д) обязанности сторон по обеспечению установки и допуску в эксплуатацию
приборов учета электрической энергии (мощности) (измерительных комплексов),
соответствующих установленным законодательством Российской Федерации
требованиям (в отношении энергопринимающих устройств (объектов
электроэнергетики), которые на дату заключения договора не оборудованы
приборами учета электрической энергии (мощности) (измерительным комплексом),
либо в случае, если установленные приборы учета электрической энергии
(мощности) (измерительный комплекс) не соответствуют требованиям
законодательства Российской Федерации), в соответствии с Основными положениями
функционирования розничных рынков электрической энергии;“;
— появился новый пункт 13(4) следующего
содержания:
„13(4). В договоре должен быть предусмотрен порядок, форматы и протоколы обмена
данными между сторонами в рамках функционирования интеллектуальной системы
учета электрической энергии (мощности) в отношении приборов учета электрической
энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии
(мощности).“;
— в пункте 14 подпункт „в“ изложен в следующей
редакции:
„в) поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ему средства
релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборы учета электрической
энергии (мощности) и измерительные трансформаторы, используемые для
коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройства,
обеспечивающие регулирование реактивной мощности, а также иные устройства,
необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества
электрической энергии, в том числе обеспечивать сохранность и целостность
установленных в отношении энергопринимающих устройств потребителя приборов
учета электрической энергии (мощности) и (или) измерительных трансформаторов, а
также контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае если
прибор учета и (или) измерительные трансформаторы установлены в границах
земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности
или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие
устройства потребителя (границы земельного участка) (внутри помещений, границах
балансовой и (или) эксплуатационной ответственности), и соблюдать требования,
установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных
средств и устройств, а также обеспечивать поддержание установленных автономных
резервных источников питания в состоянии готовности к использованию при
возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима
потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной
автоматики;“;
— пункт 15 дополнен подпунктами „е“ — „з“
следующего содержания:
„е) осуществлять коммерческий учет электрической энергии (мощности) на
розничных рынках электрической энергии и для целей оказания коммунальных услуг
по электроснабжению, электроснабжение которых не осуществляется с
использованием общего имущества в соответствии с Правилами предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных
домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 „О предоставлении коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов“,
Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012
г. № 442 „О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и
(или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии“;
ж) предоставление минимального функционала интеллектуальных систем учета
электрической энергии (мощности) в порядке и случаях, которые установлены
правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных
систем учета электрической энергии (мощности), предусмотренными пунктом 1
статьи 21 Федерального закона „Об электроэнергетике“;
з) обеспечивать проведение замеров на энергопринимающих устройствах (объектах
электроэнергетики), в отношении которых заключен договор, и во всех точках
поставки, в которых установлены и введены в эксплуатацию приборы учета
(измерительные комплексы) начиная с 1 июля 2020 г.“;
— пункт 30 изложен в следующей редакции:
„30. В случае если потребитель электрической энергии (мощности) планирует
присоединиться к торговой системе оптового рынка электрической энергии
(мощности) и во всех точках поставки такого потребителя электрической энергии
используются приборы учета электрической энергии, присоединенные к
интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), то по
заявлению потребителя сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства
которого непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие
устройства потребителя, обязана в отношении указанных потребителем средств
измерений (приборов учета) не позднее 5 рабочих дней с даты получения заявления
от потребителя, в случае если на соответствующие точки поставки готова
метрологическая документация, и 6 месяцев, если метрологическая документация не
получена, предоставить документы, предусмотренные договором о присоединении к
торговой системе оптового рынка, необходимые для установления соответствия
автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета
техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка.“.
В Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств
потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической
энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и иным лицам, к электрическим сетям:
— добавлен новый пункт 25(5) следующего
содержания:
„25(5). В обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по
технологическому присоединению входит в том числе обеспечение учета
электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета электрической
энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов в
соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков
электрической энергии, за исключением обеспечения учета в отношении
многоквартирного дома и помещений многоквартирных домов, электроснабжение
которых осуществляется с использованием общего имущества.
В случаях если в соответствии с законодательством Российской Федерации
расположение приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования,
необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии,
возможно только на объектах заявителя, заявитель обязан на безвозмездной основе
обеспечить предоставление сетевой организации мест размещения приборов учета
электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения
коммерческого учета электрической энергии, и доступа к таким местам размещения
приборов учета и указанного оборудования для их установки.“;
— абзац третий пункта 26 изложен в следующей
редакции:
„Требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и иному
оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета
электрической энергии (мощности), в соответствии с пунктами 25 и 25(1)
настоящих Правил, включая требования к местам их установки, а также
разграничение обязательств по выполнению этих требований должны соответствовать
требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных
рынков электрической энергии.“.
Документ вступает в силу 01.07.2020