“Сплит” надзора: чего ждать рынку в случае принятия закона о “сплите”
Рeчь идeт o принятии “Зaкoнa o внeсeнии измeнeний в нeкoтoрыe зaкoнoдaтeльныe акты Украины относительно консолидации функций государственного регулирования рынков финансовых услуг” (№2413, или так называемый закон о “сплите”).
Документом предусматривается разделение, или “сплит”, функций Национальной комиссии, которая на сегодня регулирует сферу финансовых услуг.
В частности, надзор и регулирование рынка страховых, лизинговых и факторинговых компаний, кредитных союзов, бюро кредитных историй, ломбардов и других финансовых компаний перейдет в Нацбанк Украины.
Что касается негосударственных фондов: пенсионных, финансирования строительства, операций с недвижимостью, их работу будет регулировать Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.
Принятие этого закона является одним из пунктов программы финансовой помощи МВФ Украине, срок которого заканчивается в ноябре 2019 года. В 2016 году Верховная Рада поддержала проект закона в первом чтении.
22 ноября 2019 года документ был вынесен на рассмотрение во втором чтении, но Рада так и не дошла до него. И несмотря на то, что закон все еще не принят, он уже сумел получить неоднозначное восприятие на рынке.
Мнение НБУ
Банковский регулятор уверен, что закон о “сплите” решит стратегически важные для рынка вопросы:
- регулирование и надзор в небанковском финансовом секторе будет осуществляться по международным стандартам, как это происходит в банковском секторе;
- будут развиваться украинские страховые компании и появляться иностранные;
- за счет реформирования небанковского сектора произойдет устойчивое развитие экономики страны.
Абсолютный контроль
Есть и другая сторона медали. Получается, что с принятием закона НБУ наделяет себя неограниченными полномочиями. Ведь рынок будет регулироваться не законами, а нормативными актами.
Получается, что госрегулирование становится очень субъективным, а решения будут приниматься на усмотрение чиновников.
Это лишает операторов рынка любых гарантий относительно стабильности и предсказуемости контроля их деятельности, а также возможности эффективно решать спорные вопросы в правовом поле.
Кроме всего прочего, появление “человеческого фактора” в любых процессах (а на этом рынке это выдача лицензий, проверки и пр.), порождает коррупцию, с которой так активно борется страна в последние годы.
Слабые на выход
Сегодня на рынке небанковских финансовых услуг работает около 2200 компаний. Это огромная отрасль. Только кредитных организаций зарегистрировано около 1000. У НБУ нет отработанных механизмов регулирования такого числа учетных единиц, да еще и разного профиля.
Ведь помимо кредитных организаций, это еще и лизинговые, и страховые, и ломбарды, и так далее. Из опыта 2015-2016 годов, когда нет возможности управлять большим количеством структур, может начаться искусственное сужение рынка за счет различных механизмов.
Так могут ужесточиться требования к размеру собственного капитала и качеству собственных средств у бенефициаров. Давайте будем честными, не все из двух тысяч компаний смогут себе позволить докапитализацию.
Как следствие — многие игроки уйдут с рынка. Среди них и молодые, продвинутые финансовые компании, которые на сегодня активно применяют диджитал-инструменты в своей работе.
Такие организации повышают общий уровень финансовой инклюзии, о которой часто в последнее время говорит НБУ.
Последствия принятия закона о “сплите” для рынка
Вот только некоторые из них:
- тормозится развитие рынка финуслуг: с точки зрения применения новейших технологий, инструментов и подходов отрасль будет оставаться на месте;
- перекрываются возможности для развития украинского предпринимательства — отсутствие возможностей работать на благо родной страны, развивать экономику Украины;
- сокращается конкуренция на рынке — уменьшается сумма кредита и возрастает процентная ставка, соответственно, ухудшаются условия для клиентов;
- закрытие/ликвидация компаний приведет к безработице в финсекторе (более 75 тысяч рабочих мест);
- сократятся денежные поступления в госказну (небанковские структуры ежегодно платят более миллиарда гривен налогов).
А что заемщик?
Современный потребитель финансовых услуг привык, что сегодня он может получить быстрый займ или страховку за несколько минут. Он не хочет, а в большинстве случаев, и не может, предоставить справку с места работы, информацию о поручителях, залоге и пр.
И на это часто есть свои объективные причины (неофициальная зарплата и так далее). В условиях конкурентного рынка клиент может выбрать для себя компанию, с наиболее выгодными условиями и лучшим сервисом.
На сегодня небанковские финансовые компании выручают людей, когда возникает такая необходимость. Жесткий надзор и вмешательство со стороны НБУ приведет к тому, что клиенты потеряют возможность получить просто и быстро деньги на срочные нужды.
Фактически останутся без помощи. Кто-то, конечно, будет заимствовать у подпольных контор, ростовщиков или родственников, но это уводит огромную часть экономики Украины в тень.
Как решить
Возможным решением проблемы может стать предложенный совместно всеми игроками (операторы и регуляторы) механизм оптимизации рынка. Как минимум, должны быть ликвидированы так называемые “ловцы быстрых денег”, например, страховые компании-однодневки.
Они работают для быстрого заработка, совершенно не думая об исполнении закона, регуляторных требованиях, клиентах, сотрудниках и о собственной репутации.
Единственная цель — заработать деньги и бросить компанию. Эти “конторы” испаряются, тем самым подрывая репутацию всей отрасли.
Грамотный подход должен строиться на четкой сегментации небанковских финансовых структур и разработке подходов к их регулированию.
Ведь те инструменты надзора, которые применяются к банкам, не могут быть задействованы к микрофинансовым организациям, страховым и так далее. Это разные бизнес-модели, и в конце концов эти компании решают разные социальные задачи.
Вероятно, прежде чем включать “админресурс” и принимать столь важный не только для рынка, но и для государства закон, регуляторам нужно начать выполнять существующие законы.
Сейчас мы наблюдаем ситуацию, как со скоростным режимом в городе: все знают, что нужно ехать не больше 50 км/час, но по факту каждый едет со своей скоростью.
Необходимо наконец обеспечить “живое” госрегулирование, которое бы реально работало, а не имитировало работу. Так делается во всех цивилизованных странах, в том числе европейских, по стандартам которых стремится работать НБУ.
Сергій СІМАК, професор кафедри економіки, підприємництва та природничих наук навчально-наукового інституту управління, економіки та природокористування Таврійського національного університету імені В. І. Вернадського