Минэкономики и ФАС договорились совместно вносить в правительство законопроект о тарифном регулировании, — газета – BigpowerNews
Этo дoлжнo былo прoизoйти дo кoнцa 2018 года, но работу тормозили возражения участников рынка. Их не устраивало ни вмешательство ФАС в отраслевые регламенты, ни идея Минэкономики оплачивать подключение к сетям новых проектов за счет персональной инвестнадбавки: непрозрачность ее расчета не позволила бы реализовать многие инвестпроекты. Согласованный проект сохранил последнюю норму, но обещает установить порядок расчета инвестнадбавки актом правительства: это может решить проблему, одновременно расширив полномочия кабмина в согласовании инвестпрограмм госмонополий.
МОСКВА, 22 января (BigpowerNews) — Минэкономики и ФАС договорились совместно
вносить в правительство законопроект о тарифном регулировании — по инициативе
Минэкономики в него включен принцип «плати или не строй», при котором
расширение сетей под новые мощности предполагается оплачивать за счет
инвестиционной тарифной надбавки для конкретного инвестора, а не для всей
отрасли в целом, как сообщалось в начале декабря, сообщает «Коммерсант». «Новый
проект ФАС включил все предложения, которые были отражены в законопроекте
министерства, и поэтому Минэкономики готово его поддержать»,— заявил газетет
представитель ведомства. В ФАС также подтвердили изданию, что «совместно с
Минэкономики доработали законопроект» и вместе внесут его в правительство.
Отметим, что глава получившей беспрецедентные тарифные полномочия после
поглощения Федеральной службы по тарифам ФАС Игорь Артемьев неоднократно обещал
регулируемым отраслям полный пересмотр подходов к тарифообразованию. Указ
президента, утвердивший Национальный план развития конкуренции,— глава службы
активно добивался его подписания — требует внесения в Госдуму нового
законопроекта о тарифах до 1 января 2019 года (срок уже пропущен). Однако
проект самой ФАС вызвал возражения рынков и ведомств и был внесен службой в
правительство 8 ноября с разногласиями. Позже Минэкономики сильно переработало
проект службы, исходя из того, что тарифы должны обеспечивать только
операционную деятельность госмонополий, поддержку инфраструктуры, социально
значимые инвестиции и прибыльность активов на уровне 1–5%. По идее Минэкономики
коммерческие проекты должны компенсировать сетям стоимость своего подключения,
а при наличии у них социальной значимости — получать господдержку, но не
увеличивать нагрузку на потребителей. Против этой нормы выступили потребители
энергии — сектор уже пробовал реализовать такой подход, но выяснилось, что
инвестнадбавка является неподъемной для многих инвестпроектов и формируется
непрозрачно, напоминает «Коммерсант».
В результате, по информации газеты, в последнюю версию законопроекта
министерство и ФАС включили компромиссный пункт, дающий кабмину возможность
учесть эти возражения. По нему инвестрасходы в интересах конкретных
потребителей по–прежнему «не подлежат включению в состав необходимой валовой
выручки регулируемого субъекта, формируемой для целей установления тарифов», но
«такие инвестрасходы компенсируются регулируемому субъекту в составе платы за
подключение в порядке, установленном правительством». Де–факто это даст
правительству возможность оказывать точечную господдержку проектам, в которых
оно заинтересовано. «Это гибкость для правительства в определении как
механизмов компенсации, так и источников. В том числе учтем пожелания
энергетиков»,— подтвердил «Коммерсанту» представитель Минэкономики. «Речь идет
о компенсации расходов на проекты развития, связанные с расширением и
строительством инфраструктуры в пользу конкретных заявителей. Это капвложения в
основные фонды, подстанции, провода, рельсы, трубы и т. п.»,—
поясняет собеседник газеты.
Впрочем, отмечает «Коммерсант», таким образом проблема непрозрачности
формирования платы за технологическое присоединение, на которую раньше
жаловались энергопотребители, выносится из периметра тарифного регулирования —
теперь адекватность такой платы будет зависеть от порядка ее расчета, который
только предстоит определить правительству. При этом де–факто правительство
несколько расширит свои полномочия по контролю инвестпрограмм МРСК — пока в
отрасли действует правило «старые потребители платят за присоединение новых», в
рамках которого размер тарифных надбавок урегулируется на региональном
уровне.
В остальном последняя версия «тарифного» законопроекта является компиляцией
разработок ФАС и Минэкономики — документ констатирует, что его целью является
«защита интересов потребителей» госмонополий и обеспечение доступности их
услуг, развитие конкуренции и обеспечение стабильности инфраструктуры.
Приоритетным методом расчета тарифов, которые должны быть долгосрочными (не
менее пяти лет), объявлен метод сравнительного анализа (эталонных расходов), и
только при невозможности применения этого метода допускаются метод индексации,
метод экономически обоснованных расходов и метод доходности инвестиционного
капитала — причем последние «применяются при невозможности применения метода
индексации в случаях и порядке, определяемых правительством». Де–факто это дает
старт тарифной реформе, ради которой ФАС и были переданы полномочия ФСТ,
заключает «Коммерсант».