ФАС внесла в правительство законопроект о регулировании тарифов, несмотря на его критику, — газета – BigpowerNews
МOСКВA, 26 нoября (BigpowerNews) — Спустя три гoдa пoслe ликвидации
Федеральной службы по тарифам и передачи ее функций Федеральной антимонопольной
службе (ФАС) ФАС разработала новый единый закон о тарифах. На прошлой неделе
его согласованная версия была внесена в правительство, сообщают
«Ведомости» со ссылкой на письмо замруководителя ФАС Сергея Пузыревского.
Прошлая версия проекта подверглась критике как бизнеса, так и чиновников,
сообщал «Коммерсантъ».
Цель проекта – унифицировать разрозненные правила регулирования цен
(тарифов) в разных отраслях. Законопроект подробно описывает установление
тарифов, при этом приоритет предлагается отдать методу сравнительного
анализа, т. е. сравнению расходов компаний на регулируемый вид
деятельности в аналогичной сфере, а также рынках взаимозаменяемых товаров.
Тариф должен учитывать амортизацию основных средств. Сейчас такого источника
собственных средств для финансирования инвестпрограмм у большинства предприятий
нет, говорит представитель ФАС. Сами тарифы ФАС предлагает принимать на пять
лет (сейчас они ежегодно пересматриваются), а также дать право местным властям
и предприятиям оспаривать тариф и ввести госконтроль за ними, предоставив
представителям регулирующего органа право беспрепятственно получать информацию
от госорганов, местных властей и субъектов естественных монополий.
Предыдущая версия законопроекта ФАС не нашла поддержки у многих госорганов.
На совещании рабочей группы по тарифному регулированию 6 ноября его не
поддержали (Минстрой) или заявили о необходимости доработать (Минэнерго,
Минтранс, Минсвязи, «Росатом»), следует из протокола совещания, пишут
«Ведомости», которым удалось ознакомиться с копией документа.
Бизнес же, подпадающий под регулирование законопроекта, с его новой версией
по–прежнему не согласен, отмечают «Ведомости».
Документ не учитывает сложившуюся отраслевую специфику, кроме того, в сферу
его регулирования включаются отношения, не входящие в сферу естественных
монополий и имеющие другое регулирование, говорит представитель «Ростелекома».
Введение тарифного регулирования на рынках, не относящихся к естественным
монополиям, приведет к неизбежному сворачиванию конкуренции из–за снижения
привлекательности рынков, добавляет представитель «Транснефти».
Среди других претензий – отсутствие инвестиционных надбавок к тарифу
(устанавливаются для строительства новой или расширения существующей
инфраструктуры), предельный индекс роста цен (тарифов), возможности пересмотра
тарифа и др. А общие правила утверждения и контроля исполнения инвестпрограмм
для обоснования расходов при определении тарифов «Транснефть» и вовсе считает
лишней мерой. Инвестиционная деятельность регулируется другими нормативными
актами, из–за чего могут возникнуть противоречия между законами. Наделение же
регулирующих органов неограниченными полномочиями для получения информации и
доступа к документам может привести к нарушениям прав, свобод и экономических
интересов компаний, считает «Транснефть».
Между тем, «Россети» согласны с принципом долгосрочного тарифа. Его
применение для сетевого комплекса группы с ежегодной индексацией по формуле
«инфляция минус 0,1%» на основе заключения тарифных договоров и применения
эталонных затрат выгодно всем, приводят «Ведомости» слова заместителя директора
по экономике компании Павела Гребцова. Долгосрочные тарифы устраняют
субъективный подход при принятии тарифов и гармонизируют экономические условия
компаний в регионах, говорит он.
Но проект не решает проблему создания инвестиционной привлекательности
отраслей для обеспечения устойчивой работы и развития инфраструктуры, отмечает
директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. Он не
только не предусматривает создание инвестиционной привлекательности, а,
наоборот, вводит новые ограничения – целевое назначение использования
амортизации, сокращение предпринимательской прибыли, исключение возможности
выбора метода тарифного регулирования, ограничения по сохранению экономии своих
расходов, перечисляет он. Проект не решает и существующих проблем тарифного
регулирования – отсутствия прозрачности, избыточности внешнего контроля,
излишней бюрократизации принятия тарифа, отсутствия стимулов для инвестиций, –
а только усугубляет их, заключает Киселев, пишут «Ведомости».