Cогласование новой программы модернизации генерации может затянуться, — газета – BigpowerNews
Рaзрaбoтaнную Минэнeргo кoнцeпцию рaскритикoвaлo экспeртнoe упрaвлeниe президента, предложив ее доработать. В проекте управление не увидело механизмов привлечения инвестиций. В самом министерстве уверены, что все же внесут итоговый вариант в Белый дом к 1 мая.
МОСКВА, 13 апреля (BigpowerNews) — Экспертное управление президента в марте
предложило доработать разработанную Минэнерго и представленную правительством
концепцию модернизации генерации стоимостью до 3,5 трлн руб. до 2035
года, рассказали источники «Коммерсанту» в отрасли. По словам собеседников
газеты, в управлении сочли, что доклад ведомства не содержит самого главного —
механизма привлечения инвестиций в модернизацию, а его ядро состоит из
перечисления того, как денежная масса будет распределяться между участниками
рынка.
Концепция модернизации ТЭС была предложена Минэнерго и одобрена Владимиром
Путиным в ноябре 2017 года. Она должна продлить инвестцикл по обновлению
мощностей после завершившейся в 2015–2017 годах программы договоров на поставку
мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций за счет повышенных платежей
потребителей). Минэнерго предложило перенаправить «высвобождающиеся» в 2020–х
годах платежи по ДПМ в обновление 40 ГВт ТЭС. Но в поручении президент
потребовал также учесть удаленные энергообъекты, зеленую генерацию, сети (они
затем сообщали, что не претендуют на эти средства) и АЭС, а вся конструкция не
должна привести к росту энергоцен выше инфляции. К 1 марта надо было
разработать механизм привлечения инвестиций, а к 1 мая — поправки к законам,
напоминает «Коммерсант».
По данным газеты, в докладе Минэнерго, направленном в Белый дом, затраты на
модернизацию оцениваются в 3,5 трлн руб. до 2035 года при
консервативном сценарии роста энергопотребления на 0,5% в год и снижении
инфляции с 4% в 2018 году до 2% в 2027 году. На 40 ГВт ТЭС должно пойти
1,35 трлн руб. (включая 316 млрд. руб. на дальневосточные
мощности «РусГидро»). По информации «Коммерсанта», доходность инвесторов в
докладе оценена в 12%, срок возврата инвестиций — 15–20 лет. На 11,75 ГВт
АЭС может быть направлено 945 млрд. руб., не зеленую генерацию —
405 млрд. руб. (из них до 300 млрд. руб. на мусоросжигающие ТЭС).
Также Минэнерго включило в источники инвестиций рост на 25% платежей
потребителей за старую генерацию, что дает еще 786 млрд. руб.
Но такое изложение логики модернизации привело к тому, что в экспертном
управлении «затруднились сделать выводы» относительно конкретных предложений по
модернизации ТЭС, утверждают собеседники газеты, знакомые с содержанием
документа. Критиковалось и отсутствие механизмов привлечения инвестиций в
удаленную генерацию и АЭС, а также ограничения для «инновационных проектов» в
зеленой энергетике. Источник «Коммерсанта» в секторе зеленой энергетики
говорит, что 100 млрд. руб. для солнечной и ветровой генерации и малых ГЭС
хватит только на строительство 1 ГВт (изначально отрасль претендовала на
20 ГВт с инвестициями в 1,5 трлн руб., сейчас до 2024 года
планируется построить 6,4 ГВт). При этом он добавил, что цена
возобновляемой генерации чувствительна к ставке привлечения капитала: при ее
снижении до 5% и корректировке программы поддержки нагрузку на энергорынок
можно будет сократить вдвое. Один из источников «Коммерсанта» добавляет, что в
Кремле нет единой позиции по концепции Минэнерго, но ее не поддерживает
помощник президента по экономике Андрей Белоусов (курирует и экспертное
управление).
В Минэнерго отметили, что концепция модернизации еще прорабатывается, и
документ будет внесен в правительство до 1 мая. Сделанный уже доклад
Белому дому в министерстве называют «промежуточным». В Минэкономики,
подготовившем альтернативный вариант модернизации с инфраструктурной ипотекой,
сообщили, что после общественного обсуждения их документ вернулся на доработку.
Источники «Коммерсанта» считают, что критика экспертного управления по сути
«развалила» модель Минэнерго и дорабатывать ее, вероятно, будет уже следующая
команда после смены правительства в мае. Один из собеседников считает, что
Минэнерго намерено до отставки пролоббировать идею о росте цены старой мощности
на 20–30%, что, по оценке ведомства, позволит продлить эксплуатацию
100 ГВт. Тогда механизмы замены основного оборудования, что потребуется
уже в середине 2020–х годов, будет разрабатывать новый кабинет. В аппаратах
президента, премьера Дмитрия Медведева и вице–премьера Аркадия Дворковича на
запросы не ответили, отмечает издание.
Глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев считает, что при
колоссальном избытке мощности у регулятора есть как минимум несколько лет для
выработки оптимального сценария привлечения инвестиций на основе рыночных
принципов, покончив с практикой ДПМ. Наталья Порохова из АКРА отмечает, что
государству выгодно как можно быстрее принять программу модернизации, «чтобы
уже сейчас направить денежный поток на инвестиции, а не на дивиденды». «Сейчас
у генерации инвестиции закончились, платежи по ДПМ на пике,— говорит она.— Но
уже в 2020 году маржа начнет падать, и компаниям придется занимать», пишет
«Коммерсант».