Завершение строительства Ударной ТЭС в Тамани стоимостью более 51 млрд руб. может быть отложено на конец 2023 года, — газета – BigpowerNews
Инвeстoр прoeктa «Тexнoпрoмэкспoрт» (ТПЭ, пoдкoнтрoлeн «Рoстexу») уже попросил правительство простить ему штрафы за опоздание, которые могут превысить 3,5 млрд рублей. Помимо проблемы с подключением к магистральному газопроводу ввод может оттянуть решение ТПЭ изменить состав оборудования на станции и поставить туда большую российскую турбину ГТД-110М.
МОСКВА, 22 июня (BigpowerNews) — «Технопромэкспорт» попросил правительство
дать нештрафуемую отсрочку ввода для новых энергоблоков Ударной ТЭС в Тамани.
Запуск ТЭС может быть сдвинут с апреля 2021 года на декабрь 2023 года, сообщает
«Коммерсант» со ссылкой на знакомых с предложением компании источников. С такой
просьбой ТПЭ уже обратился в правительство, инициативу на прошлой неделе
обсуждали в «Совете рынка», знает газета.
ТПЭ выиграл конкурентный отбор мощности новой генерации в марте 2018 года.
Наличие этого механизма гарантирует проекту повышенные платежи оптового рынка в
течение 15 лет, но за более поздний ввод ТПЭ должен платить штрафы — 25% от
платы за мощность за период задержки. При этом на год сроки можно сдвинуть без
штрафа (так называемый грейс-период). Станция должна включать две парогазовые
установки мощностью по 225 МВт (предположительно, производства иранской
Mapna) и две турбины Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в
«Ростех») по 25 МВт. После ввода ТЭС должна была получать 1,6 млн
руб. за 1 МВт мощности в месяц, напоминает «Коммерсант».
ТПЭ уже многократно задерживал сроки запуска Таврической и Балаклавской ТЭС
в Крыму на 940 МВт, но добился от правительства официального переноса
сроков и освобождения от всех штрафов. Из-за энергостроек на полуострове ТПЭ и
глава компании Сергей Топор-Гилка, а также ряд чиновников, причастных к
скандалу с перевозкой турбин Siemens в Крым, попали под санкции США и ЕС.
Причин задержки на этот раз, как утверждают собеседники «Коммерсант»,
две.
Первая связана с проблемой подключения ТЭС к магистральному
газопроводу: по предварительным оценкам, газ начнет поставляться на станцию
только в декабре 2021 года. В таком случае с учетом пусконаладки Ударная ТЭС
сможет поставлять мощность на рынок не ранее декабря 2022
года. Вторая причина — желание ТПЭ изменить состав оборудования:
компания предлагает вместо двух турбин по 25 МВт поставить одну
модифицированную ГТД-110М, тем самым увеличив общую мощность станции не менее
чем на 50 МВт. Тогда при вводе в эксплуатацию в сентябре 2023 года начало
поставки мощности на рынок сдвинется на декабрь 2023 года.
Совокупный штраф за время просрочки ввода с учетом грейс-периода, по данным
газеты, будет достигать 3,5 млрд рублей. При этом месячный платеж
потребителей составит примерно 880 млн рублей, из которых 80 млн
рублей— стоимость дополнительных 50 МВт мощности. В «Совете рынка»,
Минэнерго, ТПЭ не комментируют возможность отмены штрафов и переноса сроков
ввода станции, отмечает «Коммерсант». В «Ростехе» сообщили, что ОДК обладает
возможностью для серийного выпуска до двух турбин ГТД-110М в год, с последующим
расширением производства. В настоящее время ведутся переговоры с генкомпаниями
о заключении контрактов.
В условиях санкций другого пути у российской энергетики нет: доступ к
зарубежным технологиям ограничен, отечественные турбины небольшой мощности не
могут закрыть все потребности, считает источник газеты, знакомый с планами
«Ростеха».
Единственный выход, по его мнению,— как можно быстрее формировать рынок под
первую российскую турбину большой мощности, которая долго создавалась и теперь
готова к серийному производству. «Это логичный шаг, первый значимый успех
импортозамещения в этой сфере. В такой ситуации ради результата можно
поступиться сроками»,— полагает собеседник издания.
Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев считает, что если
пересмотр состава оборудования при положительном заключении «Системного
оператора» теоретически возможен, то перенос сроков ввода по инициативе
поставщика, «безусловно, должен сопровождаться штрафами и сокращением периода
его оплаты по инвестдоговору». Иначе будут нарушены права не только
потребителей, но и других потенциальных инвесторов, которые могли бы
реализовать проект вовремя.
Замена двух машин по 25 МВт на одну 110 МВт означает, по сути,
совсем другую электростанцию: мощность возросла, количество машин уменьшилось и
изменились их характеристики, говорит старший аналитик Центра энергетики МШУ
«Сколково» Юрий Мельников. Есть риск, что весь цикл инжиниринга придется
проделывать заново, это один-два года дополнительных работ стоимостью в сотни
миллионов рублей. Рост стоимости самой станции из-за увеличения мощности
аналитик оценивает в величину от 60 млн евро, пишет «Коммерсант».