«Совет рынка» предлагает пересмотреть расчет платежей за мощность для мусорных ТЭС «Ростеха», — газета – BigpowerNews
Oснoвнaя выручкa этиx стaнций, пo мнению регулятора, должна состоять из доходов от сжигания мусора, а не платежей энергорынка, которые и так должны составить около 18 млрд руб. в год. В «Ростехе» же считают, что такой подход приведет к росту тарифов населения за вывоз мусора на 400%.
МОСКВА, 9 октября (BigpowerNews) — «Совет рынка» предложил ФАС совместно с
Минэнерго, Минэкономики и участниками рынка пересмотреть модель возмещения
затрат на строительство и эксплуатацию мусоросжигающих электростанций (МТЭС),
говорится в письме заместителя главы регулятора Олега Баркина, сообщает
«Коммерсант», которому удалось ознакомится с документ от 5 октября. «Совет
рынка» считает, что выручка МТЭС в первую очередь должна формироваться из
платежей за переработку и утилизацию мусора, а не за электроэнергию и
мощность.
«РТ-Инвест» (25% у «Ростеха») строит пять МТЭС общей мощностью 355 МВт,
их запуск ожидается в декабре 2022 года. Строительство дорогостоящих объектов
оплатят потребители электроэнергии первой ценовой зоны (европейская часть РФ и
Урал) через повышенный платеж по договорам на поставку мощности (ДПМ ТБО). Как
сообщили в «Совете рынка», пишет «Коммерсант», общая стоимость мощности за
период действия ДПМ ТБО составит порядка 290 млрд рублей, а средняя
ежегодная дополнительная оплата — порядка 18,1 млрд рублей. Кроме тарифа
на мощность МТЭС также будут получать от региональных мусорных операторов плату
за сжигание мусора.
По данным газеты, письмо Баркина — это ответ на идею ФАС, которая предложила
учитывать в ДПМ ТБО и расходы электростанций на сжигание отходов (так
называемый тариф на энергетическую утилизацию), хотя такие расходы должны
покрываться платежами мусорных операторов. Олег Баркин опасается, что такой
«перекрестный учет выручки в сфере электроэнергетики и в области обращения с
отходами может привести к перекладыванию всей необходимой валовой выручки для
таких объектов на потребителей электрической энергии и мощности». По мнению
Олега Баркина, любое искусственное снижение тарифа на сжигание отходов «должно
быть обоснованным и должно предусматривать при необходимости субсидирование на
региональном уровне».
«Регулятор прав, целесообразно исключить получение МТЭС двойных доходов с
энергорынка и за счет тарифа на переработку, а также не допустить перекрестного
субсидирования между этими источниками»,— сообщили в «Сообществе потребителей
энергии», сообщает «Коммерсант».
В ФАС изданию сообщили, что проект постановления о тарифе на энергетическую
утилизацию проходит процедуру согласования, предложения «Совета рынка» будут
рассмотрены. В Минэкономики заявили «Коммерсанту», что последовательно
выступают против перекладывания нагрузки объектов по сжиганию отходов в тарифы
на электроэнергию. В Минэнерго отказались от комментария, отмечает газета.
В «РТ-Инвесте» считают предложения «Совета рынка» опасными. «Создание
эффективной и экологически устойчивой системы обращения с отходами не должно
происходить за счет населения. Традиционные же участники энергорынка,
представленные в основном крупнейшим бизнесом страны, предлагают переложить эти
расходы на жителей, что вызовет значительный, на 300–400%, рост тарифа на
услугу вывоза отходов»,— заявили «Коммерсанту» в компании. Там подчеркивают,
что если выбрать модель «РТ-Инвеста» и переложить нагрузку на энергорынок, то
рост тарифа коснется только промышленных предприятий и составит 0,1%. При этом
роста тарифа для населения ни на вывоз отходов, ни на энергию не произойдет. «В
нашем проекте выручка от поставки зеленой энергии составит 67%. По общепринятой
мировой практике переработку отходов в энергию субсидируют за счет такой меры
поддержки, как зеленый тариф. При этом, как и в случае с другими ВИЭ, их
мощности выкупаются промышленными потребителями в приоритетном порядке,
население не несет дополнительные расходы из-за применения этого тарифа»,—
полагают в «РТ-Инвесте».
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала», мнение которого приводит газета,
считает, что МТЭС являются инструментом достижения целей правительства
именно в сфере обращения и утилизации бытовых отходов, а не поставки
электроэнергии. В этих условиях предложение переложить финансовую нагрузку на
прямых выгодоприобретателей выглядит разумным. Эксперт также отметил, что
расходы потребителей электроэнергии на пять МТЭС в 2023–2026 годах будут выше
затрат на всю программу модернизации ТЭС.