“Северсталь” Алексея Мордашова запускает онлайн-платформу металлообработки
У “Сeвeрстaли” Aлeксeя Мoрдaшoвa зaрaбoтaлa цифрoвaя платформа Metal Processing Hub. Это онлайн-площадка, которая обеспечит конечным потребителям доступ к сети производственных мощностей для оперативного изготовления продукции или деталей из металла, рассказала “Северсталь” 17 июня. Пользователи площадки смогут размещать заказ на полный цикл производства или на конкретный вид работ, и им будут предложены варианты выполнения их заказа, пишут Ведомости.
Пока платформа будет предоставлять доступ к производственным мощностям предприятий “Северстали”, затем планируется привлекать и сторонних партнеров. Ведутся ли уже переговоры с кем-нибудь из них, представитель “Северстали” не сказал, но подчеркнул, что компания открыта для предложений, а сама платформа как раз предполагает создание системы партнерств.
Основная задача Metal Processing Hub — сделать весь процесс от размещения заявки до получения готовой продукции максимально эффективным и удобным для клиента, сказано в сообщении компании: “Клиент создает заявку на сайте, формируется запрос на предприятиях для изготовления требуемой заказчиком детали, клиент получает предложения от исполнителей заказа и выбирает подходящее”. Интерес к проекту уже есть со стороны машиностроительного сектора, говорит представитель “Северстали”.
Система “производства по требованию” — новый этап развития промышленности, основанный на более эффективном взаимодействии между конечными потребителями и производителями, считает директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам “Северстали” Андрей Лаптев (его слова передал представитель компании). Платформа позволит сократить время поиска поставщика и время выполнения заказа для клиента, а для производителя обеспечит более эффективное использование сырья и дозагрузку участков производства, которые простаивают из-за сезонного снижения спроса, цитирует пресс-служба начальника управления по развитию цифровых бизнесов “Северстали” Сергея Хабарова.
Новая платформа — еще один шаг к вытеснению с рынка металлотрейдеров и сторонних металлообрабатывающих предприятй, считает старший директор АКРА Максим Худалов, она будет интересна строительной отрасли и машиностроителям.
По сути, “Северсталь” создает систему одного окна для потребителя, рассуждает председатель комитета по строительству “Опоры России” Дмитрий Котровский: конечный потребитель будет экономить время, средства и усилит контроль за качеством.
“Благодаря цифровизации неповоротливая прежде металлургическая отрасль движется в сторону удобства для конечного потребителя. Раньше огромный завод не мог быстро выполнить мелкий заказ, теперь это возможно”, — рассуждает Худалов. Значительных ресурсов запуск платформы от “Северстали” не потребовал, а через пару лет при стабильном спросе может принести дополнительные 2—3% EBITDA, считает он. В 2019 г. EBITDA “Северстали” составила $2,805 млрд.
“Сейчас на рынке стали цена — это ключевой фактор выбора производителя практически любого типового продукта. При текущем большом предложении клиент практически не несет издержек при смене производителя или дистрибутора”, — говорит менеджер Bain & Company Максим Черноволов. Такая конкурентная ситуация вынуждает многих мировых производителей наращивать долю инновационной и кастомизированной продукции и расширять спектр услуг: дополнительная обработка, онлайн-продажи. “Такой подход и позволяет компаниям удерживать клиентов и расширять их базу”, — уверен эксперт.
Аналогичные онлайн-сервисы популярны в Европе и США. Пример успешного сервиса такого типа — онлайн-платформа компании-дистрибутора Klöckner, продолжает Черноволов: компания, к примеру, предоставляет клиентам возможность заказать дополнительную обработку металлических изделий.
Традиционно сталелитейные комбинаты работали с крупными заказчиками, в последние несколько лет четко наметился их интерес к небольшими потребителям. Эта тенденция характерна для всего мира, знает младший партнер Bain & Company Виктор Субботин.
Многие компании запускают подобные проекты, пытаясь стать ближе к клиентам и таким образом выиграть конкуренцию. Например, у Tata Steel в Индии есть специализированный портал для людей, которые строят собственные дома. Он помогает подобрать арматуру и другие строительные материалы.
У “Северстали” уже есть торговая онлайн-площадка, где можно подобрать не только стройматериалы, но и проекты жилья.