Российский опыт создания особых экономических зон признали провальным
Пoслe aнaлизa рaбoты особых экономических зон, ТОСЭР, промышленных парков и индустриальных кластеров, аудиторы пришли к выводу, что главная задача их создания — ускорение роста экономики — не выполнена.
Льготные условия, созданные для инвесторов в отдельных зонах, не дают необходимого толчка экономике регионов, говорится в отчете Счетной палаты РФ, с которыми ознакомились “Ведомости”. Представитель Счетной палаты подтвердил подлинность документа.
Аудитор пришел к такому выводу после анализа работы отдельных зон разного типа — особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), промышленных парков и индустриальных кластеров.
В отчете говорится, что за 12 лет (с 2006 до 2018 года) на создание и развитие только ОЭЗ государством было выделено 136 млрд руб. За тот же срок инвесторы вложили почти 370 млрд руб., выполнив план на 95,5%. Однако большая часть этих денег пришлась всего на четыре зоны — Алабугу, Липецк, Санкт-Петербург и московский Технополис, при этом ожидаемого ускорения роста экономики на этих территориях не произошло. Кроме того, по условиям таких зон строительство социальной, транспортной, инженерной и другой инфраструктуры все равно финансируется из бюджета.
Что касается ТОСЭР, отмечают аудиторы, то пока эти территории способствуют оттоку денег из регионов, а не росту экономики — в 2017 году Дальний Восток недополучил 1,5 млрд руб., в 2018 — 2,4 млрд руб. из-за действующего режима ТОСЭР.
Кроме экономических функций, ТОСЭР также должны решать социальные вопросы регионов, такие как возрождение и развитие моногородов, отмечают “Ведомости”. Однако пока налоговые потери моногородов растут, а их население сокращается. Издание сообщает со ссылкой на представителя Минэкономразвития, что государство рассматривает новые инструменты поддержки и развития моногородов, а также собирается актуализировать существующие программы развития с учетом нацпроектов.
В своем отчете Счетная палата также отметила проблемы с качеством управления отдельных зон, мониторингом их работы и оценкой экономической эффективности. Аудиторы подчеркнули, что необходимо выдавать льготы на основе социального и экономического эффектов, а также создать новое законодательство, которое определяло бы единый механизм развития таких территорий.
Отдельные зоны были созданы в регионах для решения социальных и экономических проблем субъектов и их развития путем повышения их инвестиционной привлекательности. В России действуют 85 ТОСЭР, 26 особых экономических зон, 61 промышленный парк, 45 индустриальных кластеров.