“Расхлябанность и разболтанность”: Лукашенко потребует от России 435 млн долларов из-за аварии на “Дружбе”
И бeз тoгo нeпрoстыe oтнoшeния мeжду Рoссиeй и Белоруссией рискуют еще ухудшиться из-за аварии на нефтепроводе “Дружба”. Ее причиной Александр Лукашенко назвал “расхлябанность и разболтанность на территории России”, пообещав потребовать возмещения ущерба на сотни миллионы долларов, пишет The Bell.
Причина аварии на нефтепроводе “Дружба” — “расхлябанность и разболтанность на территории России”, заявил Лукашенко агентству БелТА: “Огромная труба была загрязнена ядовитой нефтью. За неделю даже трубу, по которой прокачивается нефть, на 4—5 мм, как говорят специалисты, съедает”. Белоруссия будет требовать от России возмещения ущерба — окончательных цифр нет, но уже понятно, что он составил сотни миллионов долларов, сказал президент. В расчет, по словам Лукашенко, будут входить:
-
ущерб нефтепроводу из-за коррозии;
-
порча оборудования Мозырского и Новополоцкого НПЗ;
недополученная прибыль — за время ликвидации аварии Мозырский НПЗ работал на треть мощности, Новополоцкий — наполовину.
“Мы недополучили определенную прибыль, валютную выручку, транзит — мы огромные деньги потеряли”, — заявил Лукашенко.
По подсчетам Ведомостей, сумма компенсации может составить до $435 млн. В эту сумму входит недополученная выручка оператора нефтепровода с белорусской стороны, компании “Гомельтранзит-Дружба”, за транзит нефти на Запад за 14 дней простоя нефтепровода ($29—35 млн), будущие потери в выручке из-за снижения пропускной способности “Дружбы” с 65 до 40 млн тонн в год ($142—300 млн до конца 2019 года) и ущерб из-за вынужденной остановки производства на белорусских НПЗ (теоретически может составить до $280 млн, но Белоруссия оценивала его в $100 млн). Из расчетов получается довольно широкая вилка — от $271,3 млн до $435,3 млн. Скорее всего, на фоне обострения отношений с Россией Белоруссия будет стараться насчитать ущерб по максимуму.
Будет ли Россия компенсировать ущерб партнерам — непонятно: на этот счет никаких официальных комментариев пока не было. По поводу точного объема загрязненной нефти сведения также расходятся.
В общей сложности оказались заражены около 5 млн тонн нефти в нефтепроводе, говорил “Ведомостям” главный инженер “Гомельтранснефть Дружба” Андрей Вериго: на территории Белоруссии в трубах “Гомельтранснефти” и “Полоцктранснефти” было около 1,3 млн тонн загрязненной нефти, Мозырский НПЗ переработал 400 000 тонн, Польша успела принять около 1 млн тонн грязной нефти, а Украина — 400 000 тонн, перечислял он. Общую стоимость зараженной нефти он оценил в $2,6 млрд.
Минэнерго РФ оценивало потери скромнее — 3 млн тонн на $1,6 млрд — такие цифры называл источник в министерстве. Официально представители российского ведомства и “Транснефти” их не комментировали.
Ответственность за аварию на нефтепроводе Следственный комитет РФ назвал 7 мая — четверо человек уже задержаны, все они — менеджеры небольших частных компаний, которые вряд ли смогут компенсировать даже часть ущерба. Еще два человека — в розыске, один из них — нефтетрейдер средней руки, гражданин Мальты Роман Трушев.
Владимир Путин через 10 дней после аварии вызывал к себе главу “Транснефти” Николая Токарева. “Они [виновные в аварии частные компании] смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!” — возмущался президент, но кто и как должен будет его компенсировать — неясно.
“Дружба” — нефтепровод, построенный в 1960-х, который остается для Европы важным поставщиком нефти: к нефтепроводу по-прежнему технологически привязаны НПЗ в Белоруссии, Польше, Венгрии, Словакии, Германии и Чехии. В год по “Дружбе” прокачивается порядка 65 млн тонн нефти — это четверть суммарного российского экспорта. Около трети этой нефти перерабатывает Белоруссия, почти все остальное получает ЕС. Треть идет на российский экспортный терминал в Усть-Луге, также работающий на европейский рынок, по 20% — в Германию и Польшу. Нынешний инцидент с грязной нефтью Bloomberg называет “худшим в 55-летней истории “Дружбы”. В последние годы нефтепровод давал около 8% импорта нефти ЕС.
Разбираться с ущербом России и Белоруссии придется на фоне самого острого за годы политического конфликта между Москвой и Минском. С конца 2018 года Россия настаивает на начале реальной интеграции двух стран по союзному договору от 1999 года, а Александр Лукашенко сопротивляется. Объединение двух стран может быть одним из способов для Владимира Путина сохранить власть в России после 2024 года, формально не нарушая Конституцию РФ.