Правительство согласовало и может уже в ближайшее время принять проект постановления Минэнерго по модернизации ТЭС, — газета – BigpowerNews
В прoeкт внeсли прoвeрку тeмпoв роста энергоцен: Владимир Путин требовал, чтобы они не поднимались быстрее инфляции. Также была скорректирована норма о разрыве соглашений с инвесторами при неготовности оборудования. В Минэнерго ожидают, что постановление будет подписано премьером до конца года.
МОСКВА, 5 декабря (BigpowerNews) — Правительство предлагает «считать
согласованным» проект постановления по модернизации старых ТЭС, но с учетом
нескольких технических правок к документу, следует из проекта протокола
совещания у вице–премьера Дмитрия Козака от 30 ноября, сообщает «Коммерсант»,
которому удалось ознакомиться с документом. По сведениям газеты, «залповый»
отбор проектов модернизации на 2022–2024 годы пройдет в 2019 году (точные сроки
не указаны), а долгосрочный конкурентный отбор мощности (основной сектор
торговли «старой» мощностью) на 2022 год будет перенесен с 15 декабря на 1 мая
2019 года.
В Минэнерго «Коммерсанту» сообщили, что разногласия с профильными
министерствами урегулированы, проект постановления проходит согласование в
аппарате правительства, после чего должен быть подписан премьером Дмитрием
Медведевым. В Минэнерго ожидают, что это произойдет до конца года, а залповые
отборы на 2022–2024 годы пройдут в начале 2019 года. В аппарате вице–премьера
Дмитрия Козака отказались комментировать протокол до внесения правок
чиновником.
Согласно драфту протокола, сообщает газета, в проект постановления
предлагается включить требование об обязательном анализе результатов первого
отбора модернизируемых ТЭС (всего предполагается обновить до 40 ГВТ до 2035
года). Владимир Путин, одобряя идеологию программы модернизации в конце 2017
года, требовал, чтобы при реализации программы модернизации рост энергоцен не
превышал уровень инфляции. Но фактически эти требования ранее не были отражены
в проекте постановления. Теперь по итогам залпового отбора предлагается до 1
августа 2019 года дать предложения по величине базового уровня доходности для
последующих отборов (для первого отбора установлен в 14% при ставке ОФЗ в
8,5%), а также предоставить уточненный прогноз цен на оптовом энергорынке с
учетом инфляции. На совещании, как говорят собеседники «Коммерсанта»,
обсуждалась возможность снижения объемов отборов в случае роста тарифа выше
инфляции.
Кроме того, сообщает издание, по предложению Минюста в проект могут внести
пункт, разрешающий в одностороннем порядке расторгать соглашение с инвестором
из–за неготовности оборудования. Этой нормы много лет добивались крупные
потребители, за счет платежей которых и обеспечивается окупаемость
инвестпроектов. Например, такой конфликт возник в ситуации со сгоревшим в 2016
году только что построенным энергоблоком (800 МВт) Березовской ГРЭС
«Юнипро», когда крупной промышленности пришлось переплатить до 1 млрд.
руб. за не работавшее уже оборудование.
К проектам, которые будут «в ручном режиме» одобряться правительственной
комиссией по электроэнергетике (это 15% из 4 ГВт, выставляемых на первый
залповый отбор), могут предъявить формальные требования о перечне мероприятий
по модернизации, значении коэффициента использования установленной мощности,
эффективности геноборудования, обосновании необходимости модернизации ТЭС.
Текущий проект постановления не содержит никаких требований к эффективности
выбираемых комиссией ТЭС. Но имеющиеся требования де–факто не будут отражать
реальной эффективности таких проектов, отмечают собеседники «Коммерсант».
Предполагается, что в эти 15% от отбора генераторы будут вносить более дорогие
проекты с установкой газовых турбин большой мощности, налаженного производства
которых в РФ пока нет. Локализация такого оборудования оговорена в программе
модернизации, для инвесторов, использующих российские турбины, предлагаются,
например, пониженные штрафы за непоставку мощности.
В «Сообществе потребителей энергии» отметили, что в проекте протокола
предлагается учесть только второстепенные замечания, а «базовые замечания о
дороговизне, отсутствии требований к эффективности проектов, а также о
недопустимости возложения всех затрат исключительно на плечи потребителей
проигнорированы», пишет «Коммерсант».