Рада готовится узаконить расширенный функционал электронного кабинета налогоплательщика
Вeрxoвнaя Рaдa принялa за основу проект закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц-предпринимателей”.
Как передает БизнесЦензор, за принятие соответствующего законопроекта №2524 в первом чтении проголосовали 299 народных депутатов.
Как указано в пояснительной записке, законопроект разработан с целью усовершенствования работы электронного кабинета налогоплательщика, упрощения налогового учета, стимулирования добровольного ограничения бумажного документооборота.
В частности, законопроектом предусмотрено, что копии налоговых уведомлений-решений и другие документы, которые налоговый орган направляет налогоплательщику, будут отображаться в электронном кабинете.
Также предлагается определить, что контролирующий орган ведет переписку с налогоплательщиками в электронной форме, если они подали заявление о желании получать документы через электронный кабинет.
Проектом также предлагается отменить требование о представлении заявления налогоплательщиком на присоединение к договору о признании электронных документов и ввести автоматическую регистрацию в электронном кабинете полученных документов от налогоплательщика.
Кроме того, предложено отображать в электронном кабинете данные о сумме и дате согласования денежного обязательства, определенного контролирующим органом, а также упростить механизм доказывания налогоплательщиком отсутствии его вины из-за технического сбоя в работе электронного кабинета. В частности, отменяется необходимость подтверждения техническим администратором и/или методологом факта технического сбоя, методологических или технических ошибок.
Законопроект также предлагает отменить требование обязательной регистрации книги учета доходов и расходов, обязанность ведения книги учета доходов для ФЛП 1 и 2 группы упрощенцев и 3 группы, которые не являются плательщиками НДС. Такой налогоплательщик по собственному желанию может вести книгу учета доходов в бумажном или электронном виде. Ответственность в виде штрафов за неведение или ошибки в книге доходов, наступает, только если такой плательщик сообщил о желании вести книгу учета доходов.
Как отмечают авторы законопроекта, с 2016 года в Украине заработал обновленный “Электронный кабинет” налогоплательщика. По данным Государственной налоговой службы, с 2016 года количество налогоплательщиков, использующих личный электронный кабинет выросло почти в 60 раз — по состоянию на 1 ноября их количество составляет более 1,8 млн пользователей.
Всего ГНС предоставляет через “Электронный кабинет” около 70 услуг и сервисов, большинство которых предусмотрено существующим законодательством. Вместе с тем, есть ряд нереализованных электронных функций, а также возможностей упрощения взаимодействия предпринимателей и налоговой.