postheadericon Почти 40% МСП в РФ назвали рост цен и тарифов одной из преград для восстановления — ЦСР – BigpowerNews

МOСКВA, 8 июня (BigpowerNews) —  Oдним из oснoвныx бaрьeрoв для
вoсстaнoвлeния и развития компаний 38% субъектов малого и среднего
предпринимательства (МСП) в РФ видят рост цен и тарифов, в том числе на ЖКХ,
электроэнергию и топливо. Об этом говорится в докладе Центра стратегических
разработок (ЦСР) «Расходы на электроснабжение малого и среднего бизнеса в
России: растущая нагрузка», сообщает ТАСС, который ознакомился с
документом.

С марта 2020 года по февраль 2021 года в мониторинге экономических
индикаторов деловой среды ЦСР приняли участие более 6,5 тыс. компаний, из
которых более половины приходится на сектор малого и среднего
предпринимательства. В последней волне опроса (февраль текущего года), на
основе которой представлены результаты, приняла участие 501 компания из всех
отраслей экономики (62% из них относятся к МСП).

«По итогам мониторинга [..] рост цен и тарифов (на ЖКХ, электроэнергию, цен
на топливо) является вторым по значимости барьером для восстановления после
„коронакризиса“ и развития бизнеса. В сегменте МСП чувствительность к данной
проблеме выше — 38% представителей МСП отмечают, что рост цен и тарифов
является одним из основных барьеров осуществления деятельности в России. По
всем категориям предприятий 34% респондентов отмечают данный барьер, чаще об
этом говорят предприятия в сфере сельского хозяйства (58% респондентов), легкой
и пищевой промышленности (54%), строительства (44%) и тяжелой промышленности
(38%)», — говорится в докладе.

В число основных барьеров для восстановления и развития компаний вошли в том
числе невозможность осуществлять деятельность в стране из-за ковидных
ограничений (48% респондентов из всех категорий предприятий и 43% опрошенных
представителей МСП), падение спроса и отток клиентов (33% респондентов из всех
категорий предприятий и 37% опрошенных представителей МСП), повышение
закупочных цен (32% респондентов из всех категорий предприятий и 37% опрошенных
представителей МСП), отмечает ТАСС.

«Снижение тарифов входит в топ-3 положительных стимулов для восстановления и
развития бизнеса в 2021 году (37% респондентов), в том числе и для МСП (41%).
Данный стимул отмечали в основном компании в сфере сельского хозяйства (58%),
легкой и пищевой промышленности (56%), тяжелой промышленности (44%),
строительства (41%). Кроме того, 17% опрашиваемых предприятий включили оплату
электроэнергии в топ-3 статей расходов, которые оказывают наибольшее влияние на
финансовую устойчивость предприятия», — сообщается в докладе.

В тройку основных стимулов для восстановления и развития компаний также
вошли разрешение ситуации с коронавирусом — снятие физических ограничений в
России (39% респондентов из всех категорий предприятий и 35% опрошенных
представителей МСП) и новые партнерства (39% респондентов из всех категорий
предприятий и 38% опрошенных представителей МСП).

В ЦСР полагают, что повышенное внимание малых и средних предпринимателей к
вопросам о тарифах и ценах естественных монополий в широком понимании можно
объяснить невозможностью прогнозировать и оказывать существенное влияние на
издержки, связанные с тарифным регулированием и государственным регулированием
в целом (налоги и сборы). Это также может быть связано с трудностями, с
которыми сталкиваются субъекты МСП при технологическом присоединении
(длительные сроки и высокая стоимость) в случае отсутствия свободных сетевых
мощностей. Похожую ситуацию ЦСР наблюдает и по результатам опроса МСП о
затратах на электроэнергию.

«В рамках опроса компаний [..] было выявлено, что доля затрат на
электроэнергию у большого числа предприятий является значимой частью
себестоимости производимых товаров и услуг (в среднем около 8%): у 43%
респондентов доля затрат на электроэнергию составляет от 6% до 10%, а у 19%
респондентов — от 11% до 20%. Результаты опроса ЦСР заметно отличаются от
оценок сторонних организаций, согласно которым затраты МСП на электроэнергию в
среднем не превышают 2−3 %», — говорится в докладе.

Причина такой разницы могла возникнуть из-за включения в состав затрат на
электроэнергию расходов на технологическое присоединение по индивидуальному
проекту. Другой причиной может быть ограниченная выборка опроса (501 компания),
полагают в ЦСР. Однако в любом случае следует отметить необходимость
совершенствования статистического наблюдения данного показателя, особенно для
МСП как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне, отмечается в
докладе.

«В отрасли оптовой и розничной торговли, где представлена большая часть МСП
(35%) доля затрат на электроэнергию в себестоимости производимых товаров и
услуг невелика — у 89% респондентов она не превышает 10%. Высокая доля затрат
на электроэнергию (более 10%) в себестоимости наиболее характерна для отраслей
тяжелой, легкой и пищевой промышленности», — говорится в докладе.

Комментарии закрыты.

Ноябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930