Переход к 100%-нтной оплате резерва сетевой мощности с 2025г не обсуждается, — Минэнерго (версия 1) – BigpowerNews
МOСКВA, 10 aвгустa (BigpowerNews) – Прoeкт прaвитeльствeннoгo пoстaнoвлeния
o ввeдeния оплаты резерва сетевой мощности находится на рассмотрении в
правительстве, сообщил в интервью изданию «Переток» заместитель директора
департамента развития электроэнергетики Андрей Максимов.
Документом предполагается, что «в 2021 году будет оплачиваться 10% резерва,
в 2022 – 15%, в 2023 году – 20%, с 1 января 2024 года – 60%», сообщил он. При
этом, подчеркнул Максимов, «о переходе к 100−процентной оплате (с 2025 год –
ред.) речи [в представленном документе — ред] не идёт – этой нормы нет ни в
текущей версии проекта постановления, не было и в предыдущих».
«Потребителям предлагается несколько вариантов оптимизации неиспользуемых
резервов сетевой мощности: снижение величины максимальной мощности, её
перераспределение в пользу иных потребителей», — пояснил он.
По словам чиновника, проект оформлен в виде поправок в Правила оптового и
розничного рынков электроэнергии. «Принятия этого документа достаточно, чтобы
механизм заработал с 1 января 2021 года, никаких дополнительных нормативных
актов для этого не требуется», — отметил Максимов.
При этом замдиректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго
подчеркнул, что необходимые для расчета объема резерва данные уже
есть.
Согласно «постановлению правительства № 442 ещё с 2012 года в счетах на
оплату в информационных целях указывается объём резерва для каждого крупного
потребителя [, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого в
границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт — ред]».
В частности, в выставленных потребителям счетах на оплату услуг по
передаче электроэнергии, говорит Максимов, «сетевая организация указывает
величину резервируемой максимальной мощности отдельной строкой». Разница
между максимальной мощностью по документам о технологическом присоединении и
фактически потребленной мощностью по данным приборов учёта и есть объём
резерва, поясняет он.
Оценивая ежегодные дополнительные расходы потребителей и доходы сетей в
связи с введением оплаты сетевых резервов чиновник отметил два момента.
Во-первых, Минэнерго исходит из того, что большинство потребителей снизят
величину максимальной мощности, которую они долго не используют, и ещё до
получения счетов предпочтут снизить мощность максимального потребления до
реального уровня. «Запас в 40% на изменение потребляемой мощности мы считаем
более чем достаточным», — отметил Андрей Максимов. «Во-вторых: по предлагаемому
проекту постановления всё, что сетевые организации дополнительно получат в этом
периоде регулирования в виде платы за сетевые резервы, в следующем периоде
регулирования из НВВ будет вырезано, то есть это означает уменьшение тарифа.
Тарифный орган определяет объём НВВ на конкретный период регулирования,
средства от оплаты резервов туда не заложены, по сути, это дополнительная
выручка. Этот объём будет вычитаться из НВВ в следующем периоде» — отметил он,
добавил, что у Минэнерго «есть только максимальные расчёты – вариант, когда
никто не откажется от максимальной мощности либо не перераспределит её в пользу
иных потребителей». «Эта максимальная оценка составляет 61,7 млрд рублей в год,
но такой сценарий мы считаем нереальным, и полагаем, что большинство
потребителей предпочтут отказаться от излишков», — сообщил представитель
Минэнерго.
Кроме того, по его словам, представленный в правительство проект
постановления, предполагает льготы при оплате сетевых резервов для отдельных
категорий потребителей.
В частности, для предприятий ЖКХ (организаций, занимающихся водоснабжением,
водоотведением; котельных и т.д) предусматривается «понижающий коэффициент
0,55, связанный с необходимостью двойного резервирования по технологиям
жизнеобеспечения, который сразу применяется к величине максимальной мощности, а
уже затем, с учётом коэффициента, идёт сравнение с фактическим
потреблением».
«Что касается потребителей повышенной категории надёжности, так называемых
категорийщиков, [..] для предприятий I и II категорий по первым версиям
документа [ранее – ред] складывалась ситуация, когда при разнице между
фактической и максимальной мощностью более 40% коэффициент оплаты оказывался в
два раза больше, чем для потребителей III категории. То есть, если все
потребители стартуют с 10% оплаты резерва, то для «высших» категорийщиков
показатель составлял 20%. Этот нюанс был учтён [..]: I и II категория теперь
стартуют с тех же 10%, что и все остальные», — рассказал Андрей Максимов.
Кроме того, отметил он, Минэнерго «более внимательно посмотрели историю,
когда «высшие» категорийщики запитаны от разных сетевых компаний». «Например,
когда крупный потребитель имеет подключение и к сетям ФСК, и к сетям МРСК.
Существовал риск «задвоения» расчётной максимальной мощности, когда каждая из
двух сетевых структур будет считать условно по 10 МВт, получая в сумме 20 МВт,
хотя по факту есть только 10 МВт. Здесь мы чётче прописали, что объёмы не
суммируются, а берётся максимальная величина мощности из двух актов. И уже от
неё определяется резерв – как разница с фактом», — пояснил замдиректора
департамента развития электроэнергетики Минэнерго.
Другие льготники допументом не предусматриваются, сообщил он.
Говоря об особенностях проекта Максимов также отметил, что
распределённая генерация «прописана в документе отдельно, так как у них есть
как потребляющие, так и генерирующие объекты, которые объединены сетями
собственника». «То есть между ними нет посредника в виде сетевой компании. Они
выступают на рынке и как покупатель энергии, и как продавец», — пояснил он.