Мининфраструктуры предлагает новые правила ограничения сроков службы вагонов
Министeрствo инфрaструктуры прeдлaгaeт новые правила ограничения сроков службы железнодорожных вагонов. Проект соответствующего приказа опубликован на сайте ведомства. В частности, документ предлагает ограничить сроки эксплуатации полувагонов таким возрастом:
- для перевозки окатышей и агломерата — 38 лет;
- для перевозки кокса — 30 лет;
- для перевозки сыпучих металлургических грузов — 36 лет;
- для перевозки глинозема с разгрузочными бункерами — 50 лет;
- думпкары — 44 года.
Также предлагается ограничить сроки эксплуатации универсальных полувагонов таким возрастом:
- 33 года — до 31.12.2021;
- 28 лет — до 31.12.2022;
- 27 лет — до 31.12.2024;
- 25 лет — до 31.12.2025;
- 23 года — до 31.12.2027;
- 22 года — с 01.01.2028.
По оценкам Мининфраструктуры, всего под действие этого нормативного акта попадают 694 субъекта хозяйствования. Расходы на приобретение основных фондов, оборудования и приборов, сервисное обслуживание и обучение персонала в первый год действия документа оцениваются в 101,058 млн грн. В течение пяти лет — 152,637 млн грн.
Обсуждение проекта приказа “Об утверждении Порядка установления запрета эксплуатации грузовых вагонов на железнодорожном транспорте” продлится до 12 ноября 2020 года.
Использование на железной дороге вагонов с продленным сроком эксплуатации негативно отражается на производственных показателях вагоностроителей и бизнесе “Укрзалізниці” по предоставлению вагонов в аренду. Однако резкое списание большого числа вагонов может привести к транспортному коллапсу в стране и нанести значительный ущерб экономике в целом.
Поэтому недавно Украинская ассоциация производителей ферросплавов и Федерация металлургов Украины призвали Кабинет Министров доработать проект приказа об ограничении сроков службы вагонов с учетом мнения грузоотправителей.
По их мнению, введение запрета на эксплуатацию полувагонов старше 33 лет приведет к одновременному списанию 12,6 тыс. ед. уже в 2021 году. А в 2021-2025 гг. в целом будет подлежать списанию 25,4 тыс. ед. При этом дефицит полувагонов составит около 10 тыс. ед.
Лучшим выходом из ситуации может стать компромиссное решение: постепенное выведение из эксплуатации изношенного подвижного состава в течение 5-7 лет с точечными исключениями в части окатышевозов и одновременное обновление вагонного парка. Это позволит держать гарантированный ежегодный объем заказов для украинских вагоностроителей на уровне не менее 12-15 тыс. грузовых вагонов и избежать угроз для экспортного потенциала страны.