Крушение самолета Качиньского могло быть диверсией — TOPNews.RU
Крушeниe сaмoлeтa Кaчиньскoгo мoглo быть дивeрсиeй
Пoльскaя прoкурaтурa рассматривает четыре версии катастрофы Ту-154 Леха Качиньского под Смоленском. Версии технических неполадок или ошибки экипажа признаны маловероятными.
В их числе проблемы в работе российских наземных служб, а также диверсия или теракт, пишет . Причины катастрофы расследует российская сторона с участием польских специалистов, но польские военные при этом ведут и собственное расследование.
Первая версия – технические неполадки, которые могли возникнуть из-за неудовлетворительного состояния президентского лайнера. Вторая версия – человеческий фактор. Сюда входят ошибки экипажа, падение дисциплины, недостаточная квалификация пилотов. Третья версия – плохая организация полета, проблемы при обеспечении безопасности, в том числе ошибки польских и российских наземных служб. Наконец, четвертая версия причины катастрофы – диверсия или теракт.
В коммюнике прокуратуры эта последняя версия точно называется “действия третьих лиц”. Там поясняется, что сюда относятся “террористический акт и давление на экипаж”. То есть это могло быть как вмешательство террористов, так например и польского президента, которого ранее обвиняли в давлении на пилотов. Вместе с тем, как заявил генпрокурор Польши Анджей Шеремет, “ничего из собранных к настоящему времени материалов по делу не доказывает факта давления на экипаж, однако исключать эту версию на данном этапе расследования пока рано”.
Между тем, как выяснилось, самолет польского президента вылетел из Варшавы на час позже изначально запланированного времени. Администрация президента Польши неожиданно изменила время, не проконсультировавшись с ответственными непосредственно за перелет, пишет ““.
По данным издания, информация о задержке рейса содержится в докладе главы Воздушных сил Польши генерала Кшиштофа Заленского, который он предоставил премьер-министру страны Дональду Туску через несколько часов после катастрофы.
Из документа следует, что пилоты планировали вылет на час раньше. Этот час был необходим для того, чтобы в случае плохих погодных условий самолет мог сделать несколько кругов перед посадкой или приземлиться на запасном аэродроме. Как пояснил Gazeta Wyborcza комнадир 36-го элитного транспортного полка, в котором служили пилоты Ту-154, полковник Рышард Рачиньский, Минобороны всегда указывает в каждом подготовленном графике вылета VIP-персон время “с запасом”. “Это позволит изменить маршрут, подождать улучшения погодных условий, или пилот сможет приземлиться на запасном аэропорте”, – поясняет Рачиньский.
Канцелярия президента должна была согласовать с авиаотрядом свои планы. Однако сделано этого не было, и время вылета было перенесено на час позже – с 6:30 на 7:30 часов утра. Поэтому у пилотов не было в запасе времени для разрешения чрезвычайных ситуаций или приземления на аэродроме в Витебске или Минске – президент просто опоздал бы. А поскольку мероприятие имело очень большое политическое значение, глава Польши этого себе позволить не мог.
На данный момент польские следователи опросили уже 70 свидетелей и продолжают изучение черных ящиков Ту-154. Как уточнил Шеремет, первая и вторая версии маловероятны. По его словам, лайнер был в удовлетворительном состоянии, а эпипаж прошел всю необходимую подготовку, в том числе достаточно владел русским языком. Ранее сообщалось, что польских пилотов могло погубить именно непонимание при общении с российским диспетчерами. Также Шеремет добавил, что по имеющимся данным взрыва на борту лайнера не было.
Накануне польский премьер Дональд Туск заявил журналистам, что от расследования катастрофы под Смоленском не стоит ждать сенсаций. Вместе с тем он отказался сообщить, какие данные уже получены. Туск заверил, что Польша имеет полный доступ к той информации, которой располагает российская сторона, а за ходом российского расследования наблюдают польские эксперты. Сегодня Туск также обсудил ход расследования с премьер-министром России Владимиром Путиным. Как сообщили в пресс-службе российского правительства, оба премьера выразили удовлетворение уровнем взаимодействия соответствующих служб России и Польши.
В МАК, в свою очередь, сообщили, что на данном этапе российские специалисты совместно с поляками занимаются оценкой профпригодности польского экипажа. “Члены технической комиссии приступили к оценке профессиональной подготовки членов летного экипажа. В данной работе принимают участие как гражданские, так и военные польские эксперты. Инженерная подкомиссия начала исследования информационного банка данных, введенных в навигационную систему самолета”, – говорится в сообщении МАК, опубликованном накануне.
Напомним, самолет президента Польши Леха Качиньского разбился 10 апреля при заходе на посадку в Смоленске. Все 96 пассажиров погибли. Президент Качиньский летел в Смоленск, чтобы почтить память поляков, погибших в окрестностях Катыни в 1940 году. Выдвигались различные версии произошедшего, в том числе давление самого Качиньского на пилотов, который якобы заставлял их идти на посадку в условиях плохой видимости и недопонимание между польским экипажем и российскими диспетчерами.