Жалоб на небанковские финучреждения поступает в 3 раза больше, чем на банки
Жaлoб нa нeбaнкoвскиe финансовые учреждения поступает в три раза больше, чем на деятельность банков, сообщила на пресс-брифинге начальника управления по защите прав потребителей Национального банка Украины (НБУ) Ольга Лобайчук.
“Национальный банк является регулятором небанковского финансового рынка всего два месяца. Этот срок мы концентрировались на том, чтобы проанализировать тысяча обращений в месяц и понять в чем проблематика. Мы “плюс-минус” понимали, где есть проблема, однако сейчас увидели ее самостоятельно, отработав документы, и поняв на что жалуются”, — отметила она.
Лобайчук также уточнила, что сейчас НБУ начинает работу в направлении прозрачности небакновского финрынка, раскрытия информации на сайтах и в рекламе, прежде всего, касающиеся микрофинансовых компаний. Для них и всего рынка будут абсолютно такие же требования, как вступившие с 1 сентября для банков, но будет это не так быстро их необходимо еще разработать и обсудить с рынком. Кроме того, например, деятельность коллекторских компаний, на которые поступает много жалоб, должна быть урегулирована законом.
До конца года НБУ планирует обсудить с рынком и принять методику эффективного расчета процентной ставки по потребительским кредитам. Бывший регулятор сделал какую-то методику, однако она не была актуализирована к новым изменениям, добавила Лобайчук.
Следующим этапом, который начнется в начале следующего квартала, будет обсуждение новых требований для финкомпаний по прозрачности информации и надеемся, что они будут приняты и с начала следующего года станут обязательными.
“Мы сейчас финализируем наши требования в первом проекте. И сразу скажу, они могут казаться для финансовых компаний очень жесткими, однако это первый этап, который должен быть — гармонизация прозрачности информации. Потому, что кредит, по своей сути, не отличается от того кто его выдает банк или микрофинансовая компания. Это кредитные, обязательства под проценты, и этот процент должен быть четко раскрыт, и быть понятен клиенту, который должен выбирать, что ему выгоднее: банк в котором дольше, сложнее, но там ставка по кредиту меньше или в микрофинансовую организацию, где быстро, но ставка больше”, — отметила она.
Лобайчук также выразила надежду, что на начало следующего года для небанковского сектора будут разработаны и приняты требования к договорам, аналогичные как у банков.