Европейские цены на природный газ превысили 540 долларов за 1 тыс. куб. м
Цeнa гaзa в Eврoпe с открытием торгов в пятницу ускорили рост после публикации данных о масштабах аварии на производстве “Газпрома”, которая повлекла сокращение поставок по газопроводу “Ямал — Европа”.
На бирже ICE Futures ближайший в споту фьючерс на контракт на газовом хабе TTF подскочил до 44,4 евро за тысячу кВт-ч, что соответствует $543 за тысячу кубометров, передает Бизнес Цензор со ссылкой на Интерфакс-Украина.
Днем ранее торги закрылись на уровне $525.
Как сообщалось, российский “Газпром” вечером в четверг снизил поставки газа в Европу по газопроводу “Ямал-Европа” более чем в два раза на фоне аварии на Уренгойском заводе по подготовке конденсата к транспортировке в Ямало-Ненецком автономном округе РФ. Они сократились с 2,1 млн куб. м в час в начале дня до 1 млн куб. м. С началом новых газовых суток поставки выросли до 1,5 млн куб. м. Поставки газа по магистрали “Северный поток” и через Украину сохраняются в прежнем объеме.
Напомним, европейский баланс газа в настоящее время является остродефицитным. Задачу восстановления запасов после холодной зимы осложняет дефицит СПГ на мировом рынке. Из-за этого цены на европейском рынке на прошлой неделе перевалили за $500 за тысячу кубометров.
На этом фоне российский “Газпром” отказывается бронировать дополнительные твердые транзитные мощности через Украину, а также фактически остановил закачку газа в подземные хранилища Европы.
Кроме того, “Газпром не стал бронировать транзитные мощности газопровода “Ямал-Европа” через Польшу на четвертый квартал, а также на первые три квартала 2022 года поквартально.
У “Газпрома” на 2021 год действует долгосрочное бронирование украинских мощностей в объеме 40 млрд куб. м — это 109 млн куб. м в сутки; 15 млн куб. м твердых мощностей забронировано дополнительно на аукционе 19 июля — всего 124 млн куб. м в сутки. В июле концерн прокачивает через Украину в среднем по 124 млн куб. м в сутки, полностью выбирая забронированный объем.
Собеседники БЦ на рынке газа утверждают, что таким образом российский монополист заинтересован поддерживать высокие цены на газ в Европе путем создания искусственного дефицита газа.