Чья Мрія ? О чем Антонов договорился с Китаем
Укрaинa прoдaeт рaзрaбoтки крупнeйшeгo в мирe сaмoлeтa.
Вoкруг укрaинскoгo авиапредприятия “Антонов” снова шум. Вчера появилась информация о том, что компания продала уже легендарный самолет-тяжеловес «Мрія» Китаю.
Украинские соцсети, как обычно занялись анализом “перемога” это, или “зрада”.
“Антонов” сразу опроверг продажу полных прав на самый большой в мире самолет.
Но, о чем конкретно удалось договориться с китайцами, так до конца и не понятно.
Корреспондент.net разбирался с ситуацией вокруг «Мрії».
Информация от китайцев
Китайский государственный новостной канал CCTV News разместил информацию о том, что 30 августа китайская компания China airspace и украинское госпредприятие «Антонов» подписали договор о сотрудничестве.
«Согласно договору, к Китаю переходит право собственности на гигантский самолет-транспортёр АН-225, включая использование чертежей и спецификаций самолета. Переговоры по привлечению китайских инвесторов велись еще в мае 2016 года», — говорится в сообщении.
Как отмечается, после подписания договора с украинской компанией, Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения.
«Планируется, что первый китайский АН-225 уже будет выпущен в первой половине 2019 года. АН-225 «Мрия» является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух», — говорится в сообщении.
Также отмечается, что самолет АН-225 существует в единственном экземпляре.
Опровержение от «Антонова»
В пресс-службе ГП «Антонов» опровергли информацию о том, что к Китаю переходит право собственности на самолет-транспортёр АН-225.
«Антонов» сообщил, что с китайской компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC) подписано только Соглашение о сотрудничестве по программе Ан-225.
«Таким образом, стороны выразили намерения в долгосрочном сотрудничестве, которое предусматривает на первом этапе построение второго модернизированного экземпляра самолета Ан-225 «Мрия» в ГП «Антонов» и поставку компании AICC, и создание на втором этапе совместного серийного производства Ан-225 в Китае по лицензии ГП «Антонов», — говорится в сообщении.
Также отмечается, что оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов.
Сейчас украинская делегация возвращается с переговоров, которые проходили в Китае. Дополнительную информацию о результате переговоров в украинской компании обещают сообщить в ближайшее время.
Мнения за и против
Александр Галуненко, заслуженный летчик-испытатель, первым поднявший «Мрию» в небо в 1988 году договоре позитив: «Достроить своими силами вторую «Мрию» мы не могли. Ею интересовались различные залетные инвесторы, но, узнав о стоимости вложений (на начало 2000-х годов — $100—120 млн), давали задний ход, — говорит летчик. — Выпуск новой «Мрии» потребует совеременных инженерных и конструкторских решений, использования цифровых, а не аналоговых технологий, что тоже надо учитывать».
Строительство второго экземпляра Ан-225 было начато еще в 1987 году, в рамках которого была выполнена сборка агрегатов планера, в частности, собраны фюзеляж и крыло.
Интерес к достройке второго экземпляра Ан-225 «Мрія» на разных этапах озвучивался, в том числе, западными партнерами Украины в авиапроме. Вместе с тем, практической реализации эти планы не имели.
Транспортный эксперт Александр Кава считает действия “Антонова” началом конца украинского авиастроения. По его мнению, в стране нет производственных мощностей и она начинает распродавать разработки, причем даже не свои, а еще советские.
Также существует мнение, что достроить вторую “Мрію” не получится и у китайцев. Также не обойтись в этой работе и без России, а «Мотор-Сич» уже сильно отстает от западных изготовителей силовых установок, что может сорвать разработку мотора для самолета.
В тоже время, авиаэксперт Юлий Киселев отметил, что новость про “Мрію” не правильно поняли.
На самом деле, “Китай через гонконгскую импортно-экспортную прокладку, по всей видимости, приобрел комплект конструкторской документации на Ан-225, для легализации этой сделки, подписано не обязывающее и заведомо невыполнимое рамочное соглашение о строительстве производственной базы”.
Зачем китайцам документация на Ан-225, по словам Киселева, не понятно.
“Известно, что китайцы прорабатывают проекты самолетов более крупных чем Y-20, вероятно, размерности «Русланов» или даже больше. Но «Мрия» была уж совсем специальной машиной, делавшейся в единственном числе в интересах советской космической программы (на ней Буран должны были возить) и в обычной жизни работы для таких машин мало. Может быть китайцы будут учитывать и использовать эти материалы в работе над собственным большим транспортником. Может прорабатывают какую-нибудь новую мощную космическую программу с воздушным стартом”, — отметил эксперт.
Самый большой в мире
Ан-225 «Мрія», разработанный киевским КБ имени Антонова, на сегодняшний день является самым большим, тяжелым и мощным транспортным самолетом в мире. Его максимальная взлетная масса составляет 640 тонн, а грузоподъемность — 250 тонн.
В ноябре 2004 года Международная авиационная федерация внесла Ан-225 в Книгу рекордов Гиннесса за его 240 рекордов.
«Мрія» – единственный в мире самолет, способный транспортировать 169 тонн разнородного по своим характеристикам (весу, размеру, несимметричной плоскости опорной поверхности и т.д.) груза. К тому же использование Ан-225 позволило существенно уменьшить стоимость перевозки по сравнению с доставкой этого груза двумя самолетами Ан-124-100 «Руслан».
В мае 2016 года транспортировщик совершил полет в Австралию, а также побывал в Европе.
В Австралии посмотреть на «Мрію» собрались несколько тысяч человек.