Гидроэнергетики пожаловались Новаку на миллиардные издержки от проверок ГЭС с плотинами на экологичность в случае принятия постановления о «зеленой» таксономии, — газета – BigpowerNews
Гидрoэнeргeтикa Рoссии мoжeт стoлкнуться с дoпoлнитeльными издeржкaми из-зa прoвeрoк на экологичность, считают представители бизнеса. По их оценкам, за «зеленый» статус отрасли придется заплатить порядка 3–5 млрд рублей. Проект постановления правительства о «зеленой» таксономии предполагает, что экологичными без дополнительных проверок будут считать только ГЭС без плотин, которые составляют 10% от таких станций в России. Проекты, не признанные «зелеными», не смогут получить льготы и господдержку. Поэтому En+, «Русгидро» и ассоциация «Гидроэнергетика России» попросили вице-премьера Александра Новака включить ГЭС с плотинами в список экологичных объектов. Хотя у гидроэлектростанций нет выбросов в атмосферу и гидросферу, в их работе всё же есть риски: смена режима реки приводит к изменению состава фауны и иногда флоры, отмечают экологи.
МОСКВА, 1 июля (BigpowerNews) — Ассоциация «Гидроэнергетика России» и
компании En+ и «Русгидро» в июне направили письма вице-премьеру РФ Александру
Новаку с просьбой пересмотреть
критерии разработанной ВЭБ.РФ и Минэкономразвития «зеленой»
таксономии, сообщают «Известия», которому удалось ознакомиться с
содержанием писем.
Гидроэнергетики считают, что проверки ГЭС с плотинами на экологичность
выльются в миллиардные издержки.
По нынешней редакции проекта постановления
правительства, «зелеными» без дополнительных критериев и проверок будут
признаны только ГЭС без плотин, следует из ответов Минэкономразвития и
Минэнерго газете. Гидроэлектростанции, не признанные «зелеными», не смогут
получить льготы и господдержку.
«Проект постановления устанавливает, что проекты, реализуемые на
плотинных ГЭС, к которым относятся более 90% ГЭС в России, соответствуют целям
и основным направлениям реализации «зеленых» проектов в РФ (таксономии
«зеленых» проектов) только в случае выполнения сложной, длительной и абсолютно
ненужной для ГЭС процедуры подтверждения и верификации эффекта воздействия
на окружающую среду и климат», — отметили в En+.
«Если будет предложен метод измерений выбросов парниковых газов с
поверхности водохранилищ, то это потребует проведения исследований в течение
трех лет в разные сезоны. Для определения суммарных выбросов от ГЭС страны
нужно предусмотреть измерения на 100–130 водохранилищах ГЭС, что оценочно
потребует 3–5 млрд рублей», — отмечает в свою очередь директор ассоциации
«Гидроэнергетика России» Олег Лушников, слова которого приводят «Известия».
В случае привлечения верификатором аккредитованных зарубежных компаний эта
цифра вырастет в три-четыре раза, считает он.
В аппарате Александра Новака «Известиям» сообщили, что обращение
представителей отрасли будет проработано.
По данным «Известий», в письме ассоциации «Гидроэнергетика России» указано
на увеличение сроков (более трех лет) и стоимости (сотни млн рублей на одну
ГЭС) выполнения проектов, реализуемых с госфинансированием, из-за
дополнительных работ и обоснований. Также там считают, что из-за проектируемых
норм кредиты для отрасли подорожают на 1–2%. Большая часть коммерческих
российских и зарубежных банков связывает ценовые условия выдаваемых кредитов с
соответствием финансируемых проектов целевым ESG-индикаторам устойчивого
развития, пояснили в En+, пишет издание.
«Стоимость новой ГЭС средней мощности в российской и международной практике
составляет примерно 40–50 млрд рублей, сроки строительства — 5–9 лет. Таким
образом, удорожание заемного капитала составит десятки миллиардов рублей, что
не будет способствовать инвестиционной привлекательности отрасли», — заключает
Олег Лушников.
Кроме того, в ассоциации увидели риск затруднения экспорта электроэнергии
ГЭС в Евросоюз в случае введения трансграничного углеродного регулирования.
В «Русгидро» «Известиям» сказали, что проект постановления ограничивает
потенциал устойчивого развития гидроэнергетики России как одной из
углеродно-нейтральных национальных отраслей, а также несет серьезные
потенциальные риски для российских экспортеров и снижение конкурентоспособности
отечественных производителей на мировой арене после распространения углеродного
регулирования в ЕС.
В ВЭБ.РФ «Известиям» заявили, что не согласны с тезисом о том, что
разработанная госкорпорацией и Минэком таксономия создает дополнительные риски,
регуляторную нагрузку или ограничения для доступа на рынки капитала для тех или
иных компаний. Методология по «зеленому» финансированию — исключительно
добровольная и необязательная к применению, отметили в ВЭБ.РФ.
«Мы ожидаем, что даже по мере достижения рынка «зеленого» финансирования в
России зрелого уровня на него будет приходиться лишь меньшая часть всего
корпоративного финансирования (не более 20–30%)», — добавили в ВЭБ.РФ.
В Минэнерго «Известиям» сказали, что параметры верификации, особенности,
формат и необходимый объем работ по ее проведению сейчас в
разработке. Проект постановления пока в стадии предварительного
обсуждения, поэтому говорить о финансовых последствиях для плотинных ГЭС на
данном этапе преждевременно, добавили в ведомстве.
Минэкономразвития уже учитывало предложения отрасли и включило ГЭС без
плотин в таксономию «зеленых» проектов, а плотинные — в таксономию
адаптационных, сказал «Известиям» замглавы ведомства Илья Торосов.
«В таксономию «зеленых» проектов плотинные ГЭС могут попасть с оговоркой,
что воздействие на окружающую среду будет определяться инициатором проекта и
подтверждаться верификатором, так как при создании крупных плотин может
заливаться огромная территория, что само по себе наносит вред окружающей
среде», — заявил он.
Илья Торосов отметил, что ESG-повестка касается не только углеродной
нейтральности.
«Нужны исследования российских ГЭС для подтверждения соответствия.
Получается, как в анекдоте: одно лечим — другое калечим. Так нельзя. Этот же
тезис содержится и в международной таксономии «зеленых» проектов, например CBI.
Там учитывается два критерия для плотинных ГЭС, один из которых — эмиссия СO2.
А нам необходимо признание нашей таксономии международным экспертным
сообществом, и рисковать многомиллиардным рынком иностранного капитала мы не
станем», — заявил Илья Торосов.
Затраты бизнеса, связанные с природоохранными мерами, негативно скажутся на
прибылях отдельных ГЭС, считает замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья
Мильчакова, пишут «Известия». Снизится и спрос на облигации компаний
гидроэнергетики или холдингов, в структуру которых входят плотинные ГЭС,
построенные еще в советские времена, полагает аналитик. Она подчеркнула, что
крупнейшие плотинные ГЭС Сибири поставляют энергию российским металлургам. То
есть потенциальные риски от непризнания таких ГЭС «зелеными» несут еще и
российские экспортеры металлов в Евросоюз, уверена Наталья Мильчакова.
Хотя у ГЭС нет выбросов в атмосферу и гидросферу, в их работе всё же есть
экологические риски, цитирует газета первого зампреда общественного совета при
Минприроды Александр Закондырин. Смена режима реки приводит к изменению
состава фауны и иногда флоры, объяснил эколог.
ГЭС с плотиной на этапе постройки и затопления территории действительно
оказывает влияние на экологию и природу, поэтому каждая такая постройка уже
сейчас проходит множество этапов согласования, и дополнительная международная
верификация не должна затягивать этот процесс, отметил исполнительный директор
департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов. Для многих
российских компаний высокая доля гидрогенерации в структуре энергоснабжения
может в будущем стать важным конкурентным преимуществом на внешних рынках за
счет ее экологичности, добавил замруководителя экономического департамента
Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, пишут «Известия».